11:08 

Щелкуны под рождество

gr_gorinich
Щелкунчик, самый нафталиновый балет моего детства. Музыка, которую я обожала, винил с записью заслушала до скрипа. Балет, который вызывал только вежливое уважение. Знала бы я тогда, что уважать это вовсе не обязательно! Но все кругом говорили, что это круто, и я честно пыталась верить, хотя смотреть было все равно убийственно скучно.
Взрослой мне понятно, что вся загвоздка была в хореографии и сценографии: а их, самых разных, у этой сказки, может, даже больше, чем у "Лебединого озера".
И вот накануне католического рождества я устроила (затянувшийся) марафон по разным версиям Щелкунчика. Оказалось, не все все там скучно, и есть несколько вполне достойных версий. И если кому-нибудь интересно прочитать, какие разные балеты можно поставить на один сюжет, и если вас интересуют ссылки на разные видео - милости прошу под кат. Под второй. Под первым банальная вещь: либретто Щелкунчика, вернее - порядок сцен и танцев, каким он был при Петипа и Иванове. Это чтоб потом понятней было, что где изменили и о чем вообще речь. И еще потому, что "Щелкунчика" кто-то помнит по сказке Гофмана, кто-то по ее версии, написанной Дюма, кто-то вообще по советскому мультику (впрочем, прелестному!)) - а они все друг от друга отличаются. И кстати, договоримся, что героиню зовут Мари, ладно? Потому что в разных версиях она бывает то Мари, Кларой, то Машей, но не в имени дело )
итак, либретто
очень много букв

@темы: балетное, растеклась мыслью по древу, ссылко на ценное

URL
Комментарии
2018-01-06 в 12:17 

AnnetCat
Покажи-ка мне ухо - не острое ли?
Хочу сказать тебе большое человеческое спасибо) насколько я не смотрю балет, потому что никогда ничего в нем не понимала, настолько интересно все это читать (а уж фраза о Григоровиче внутри удава просто шедевр). Начинаю понимать на старости лет, что, может быть, мои никакие отношения с балетом просто в том, что я не видела хороших балетов? помню, был же какой-то экспериментальный, который мне внезапно понравился, я еще удивлялась, что не заснула на балете...
В общем, спасибо, было очень интересно)

2018-01-06 в 12:21 

tatit
gr_gorinich, спасибо, очень интересно

2018-01-06 в 13:09 

gr_gorinich
AnnetCat, вот, это то же самое, что было со мной: я однажды вдруг увидела балет, который не был скучным. С этого все и пошло ) Нас кормили в советские времена очень скудным балето-пайком, при том уверяя, что он лучший в мире. И ведь это не чистое вранье - нашему балету есть чем гордиться. Но выбор разного и нового - вот этого нам не додали.
Зато теперь можно выбирать! )

URL
2018-01-06 в 13:14 

gr_gorinich
tatit, не за что, я рада-радехонька, что эту простыню осилили читатели )

URL
2018-01-06 в 13:20 

tatit
gr_gorinich, что эту простыню осилили читатели ) с огромным удовольствием, а теперь смотрю версию Ноймаера

2018-01-06 в 13:43 

gr_gorinich
tatit, о, здорово! Может, вам он зайдет? Боюсь, я еще оттого так низко оценила эту версию, что от Ноймайера всегда очень многого жду, а тут не срослось.

URL
2018-01-06 в 14:21 

norakura
снегирь в шапочке
gr_gorinich, спасибо за обзор! Для меня всегда "Щелкунчик" останется в первую очередь Чайковским (как и другие его балеты), советским мультиком и Гофманом, и ваши пересказы подтверждают, что большую часть постановок я бы не выдержала чисто психологически х) целиком смотрела, конечно, версию Нуреева (тоже не до конца поняла, где там Фрейд, но тут разные варианты: либо в Швеции он шире эту тему раскрыл, а в Лондоне ему не дали разойтись; либо это беда слабого хореографа/постановщика, не сумевшего выразить мысль танцем; либо критикам померещилось - тут надо прошерстить мои запасы, найти статьи именно об этой постановке) и единственное живое выступление, из которого запомнила бритого Полунина, Машу в розовой сорочке и нарисованную на стане ёлку. Пыталась ещё посмотреть версию Бежара, но ни в какую не пошло.
А почему вы почти во всех версиях выделили именно танец снежных хлопьев? Просто интересно, может, это какой-то центральный момент, как тени в "Баядерке"? Или ваш личный интерес?

2018-01-06 в 15:03 

Филифьонка_
Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
gr_gorinich, спасибо большое, очень интересно! Будет, что изучить) Я видела только версии с Васильевым, Нуреевым и Барышниковым.
Про нуреевскую постановку я в своё время много думала и обсуждала ее, не очень тоже вижу, где там Фрейд, зато, конечно, легко нахожу Юнга, ну, я его везде нахожу)))) у Нуреева путешествие Клары-Мари превращается из романтического экспириенса ( каким оно было бы, если бы принц был щелкунчиком) в обретение контакта со своей творческой частью ( т е Дроссельмейром).
А самая для меня ключевая сцена в Щелкунчике - это сцена роста елки. Такое волнующее раздвижнние границ реальности!...

2018-01-06 в 16:41 

Сын Дракона
Я, конечно, не совершенство... Но шедевр еще тот! )
Так, я понял, на котором "Щелкунчике" я заснул несколько лет назад, когда все-таки решил "приобщиться к прекрасному" )

Я вообще Ваши посты читать очень люблю: они крайне образные, и визуализация у них ничуть не хуже, чем у видео. Так что я теперь хотя бы знаю, про что балет "Щелкунчик" :angel2: И даже много разных балетов. Потому что Гофмана-то я читал, а смотреть ничего не смотрел (ту версию, где я заснул через полчаса, считать не будем ))

2018-01-06 в 20:00 

gr_gorinich
norakura, вот мне как раз интересно: есть ли информация о том, что Рудольф сам интерпретировал свою постановку в психоаналитическом ключе? Я на это мнение натыкалась только в обзорных статьях и думаю теперь: а может, это просто растиражированное мнение каких-то критиков, которые раз высказались - и теперь все за ними повторяют?

URL
2018-01-06 в 20:04 

norakura
снегирь в шапочке
gr_gorinich, я обязательно поищу прямую или косвенную речь Рудольфа об этой постановке )

2018-01-06 в 20:05 

gr_gorinich
Филифьонка_, но вы, наверное, видели не раз Щелкунчика живьем? А я только записями кормлюсь, а записи порой такая беда: оператор сужает тебе поле зрения,направляет взгляд не туда, куда ты бы направила - и как же это мешает! Особенно когда начинают снимать лицо балерины, а собственно тела-то и не видно, а в балете как без тела?

URL
2018-01-06 в 20:06 

gr_gorinich
Сын Дракона, если не секрет, какая же это была версия? ) Меня на нескольких в сон клонило, но чаще во втором акте.

URL
2018-01-06 в 20:08 

gr_gorinich
norakura, было бы здорово! Я бы поискала и сама, но не представляю, с чего начать.

URL
2018-01-06 в 20:09 

Сын Дракона
Я, конечно, не совершенство... Но шедевр еще тот! )
gr_gorinich,
До второго акта я даже не дополз )
Та версия, где взрослые тетеньки танцевали ) Помню, меня это сперва рассмешило - не сразу понял, что меня в них смущает, пока не въехал, что они детей изображают. А потом, собственно, примерно под них я и начал засыпать.

2018-01-06 в 20:13 

gr_gorinich
Сын Дракона, ну, ставлю на Григоровича и Большой Театр. Там эти тети-дети как-то особенно навязчивы )
А все же даже у нас эта адская традиция начинает уходить - в МАМТе идет Щелкунчик Вайнонена, там у них вовсю дети танцуют. (А тру-фанаты на балетном форуме ворчат: фи, дети не станцуют так виртуозно, как взрослые, дайте нам взрослых.)

URL
2018-01-06 в 20:20 

Сын Дракона
Я, конечно, не совершенство... Но шедевр еще тот! )
gr_gorinich,
Ну я-то не тру-фанат. И вообще не фанат. Я вообще от балета далек ) Читаю только Ваши отзывы и М-ль Люсиль - просвещаюсь потихоньку :shy:

2018-01-06 в 20:30 

tatit
gr_gorinich, Может, вам он зайдет? еще раз спасибо за такую чудесную подборку. По горячим следам, мне скорее понравилось. При этом соглашусь, что это Щелкунчик без Щелкунчика, добавлю, что и без сказки. Как будто Ноймаер отбросил все, на чем сюжетно строился балет, и пересобрал заново, в соответствии со своими представлениями о волшебстве, в его случае это балет.

2018-01-06 в 20:46 

Филифьонка_
Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
gr_gorinich, не так уж часто видела я Щелкунчика живьём, не тот балет, куда легко попасть)) По-моему, только один раз ходила я в БТ на Щелкунчика с Цискаридзе.

2018-01-07 в 01:48 

Tetroka
Счастье есть. И я есть. И это счастье!
gr_gorinich, спасибо за обзор, получилось очень интересно и для меня ценно. Я пыталась посмотреть какую-то версию, но уже не вспомню, какую. Но в балете не разбираюсь от слова совсем, поэтому решила, что это от моей непроцарапанности, огорчилась и забила. Надо будет попробовать еще посмотреть версии наших невозвращенцев. И по описанию очень понравилась сиротская.

2018-01-07 в 17:06 

gr_gorinich
norakura, я вчера так отвлеклась на Рудольфа, что забыла ответить про вальс снежных хлопьев ) Это личное, ага. В детстве, не видя еще никаких балетов, я намечтала себе под него снегопад, превращающийся в снежный буран, а потом стихающий - ну, название музыки я знала, а дальше как фантазия подсказала. Там ведь и по плану Чайковского, как потом выяснилось, должна быть снежная буря. А в балетах наших (и не наших) никакой бури обычно нет, танец не растет и не меняется так, как музыка - что лично мне всегда было обидно. Та же история была с Танцем рыцарей из прокофьевского РИДЖа.

URL
2018-01-07 в 17:12 

gr_gorinich
Сын Дракона, мы с ней такие просветители, что представление о балете потом неизбежно будет несколько однобоким ))

tatit, да, он так же пересобрал в свое время "Лебединое озеро" - но там мне пересборка дико понравилась, а тут как будто чего-то недодали. Может быть, как раз сказочной атмосферы?

Филифьонка_, и как вам, кстати. показался Цискаридзе? (У меня к нему отношение несколько предвзятое, не столько из-за танца, сколько из-за его выступлений на тв).

Tetroka, сиротскую очень рекомендую. Она, конечно, нестандартная, но если и вначале понравится - то до конца будет вознаграждать зрителя. Боурн просто здорово сделал Щелкунчика: крепкий танцевальный спектакль.

URL
2018-01-07 в 17:14 

Сын Дракона
Я, конечно, не совершенство... Но шедевр еще тот! )
gr_gorinich,
А без вас у меня вообще никакого не будет )
И вообще, вы обе хотя бы интересно рассказываете ) А читать мне удобнее, нежели смотреть :shuffle2:

2018-01-07 в 17:35 

Филифьонка_
Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
gr_gorinich, как к личности у меня к нему отношение тоже неоднозначное, потому что несмотря на то, что он человек мыслящий, в нем воплощаются прямо целые слои снобизма, которые я не люблю.
Как танцовщик он мне всегда нравился. Когда я его видела на сцене, он был уже после травмы и танец его был уже не лёгок, но эффект присутствия и актерская игра у него были потрясающими, когда он был на сцене, от него нельзя было отвести глаз.
Собственно Щелкунчика в БТ для меня вытягивал именно он, потому что от постановки Григоровича я не в восторге.

2018-01-07 в 18:12 

tatit
gr_gorinich, да, он так же пересобрал в свое время "Лебединое озеро" - но там мне пересборка дико понравилась, а тут как будто чего-то недодали. Может быть, как раз сказочной атмосферы? может быть, мне ее тоже поначалу очень не хватало, хотя я уже была подготовлена Вашим отзывом, поэтому примерно понимала что можно ожидать. )

2018-01-07 в 19:08 

norakura
снегирь в шапочке
gr_gorinich, как интересно))) но эта музыка действительно способствует такой фантазии об опасной стихии!
Мне просто ещё интересно, что вы думаете о "национальных" номерах в версии Рудольфа)

2018-01-10 в 14:56 

gr_gorinich
Филифьонка_, вот вы умеете разделять отношение к человеку и к артисту, а у меня это плохо получается: в танце тоже вижу личность, и если личность неприятна, то и танцем не могу увлечься. Но мне важно было услышать от вас его высокую оценку: буду считать, что он все-таки был хороший танцор, просто я этого не смогла различить.

norakura, национальные танцы мне у Рудольфа скорее понравились, чем нет, но показалось, что как раз с ними он экспериментировал по принципу: если и не получится, зритель все равно съест. Испанский танец довольно традиционный, но исполнили его с настроением; от арабского я хохотала в голос - как и задумывал постановщик. Эта сценка из восточной жизни ведь, думаю, целиком его детище - больше нигде ни у кого ее не бывает. Чай - было интересно, что Нуриев отказался от парочки танцовщик-танцовщица в пользу мужского трио, но реализация... не ложится, мне кажется, она тут гладко на музыку. Многие элементы оттуда Рудольф потом перетащил в РИДЖ, в танец Меркуцио, Ромео и Бенволио - вот там сыграло как следует. Трепак был бодрячком, хотя и он идет в традиции Вайнонена (хотя в наших записях его часто танцуют куда более блекло), галантное трио тоже строго по российскому первоисточнику. Так что, получается, Рудольф выдерживал традицию там, где его все устраивало, а где не устраивало - смело делал по-своему. (Кстати, а нет ли не очень трудно добываемой статьи какой-нибудь, где давалась бы оценка ему именно как хореографу вот в этом плане: любимые хореографические приемы, подход к материалу, компиляции vs новации?)

URL
2018-01-10 в 15:32 

Филифьонка_
Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
gr_gorinich, мне кажется, в творчество, конечно, выражается личность, но если большой художник является, например, подлецом, значит все ценное и прекрасное в его творчестве создано частью не подлой) а хорошая часть у всякого есть)

2018-01-10 в 15:43 

gr_gorinich
Филифьонка_, и для меня это стопроцентно работает, например с писателями или музыкантами. Но у танцовщика слишком плотно - визуально - связаны его личность и его творчество. Бывает, что талантливые актеры умеют совершенно скрыть свое "я" на сцене, но редко когда талантливый танцовщик еще и такой же большой артист. Помню в записи "Шахеризаду" с Цискаридзе - его Золотой раб был похож на самоуверенного мачо, а как раз раба-то и не было видно. Он просто вообще человек с большим апломбом - и в танце его я это вижу.

URL
2018-01-10 в 15:50 

Филифьонка_
Сиротство // звука, Томас, есть речь. (с)
gr_gorinich, у меня как раз с писателями это работает труднее, потому что как правило убеждения писателя выражается в его произведениях, и если они ядовиты , отравляют их ( как с Буниным).
С танцем мне проще, потому что тело представляется мне сильнее связанным с природой и ( или) Богом, чем слово.
Я тоже вижу в танце Цискаридзе то о чем вы говорите, но вижу и красоту ( правда, не в записи, в основном)

2018-01-10 в 16:06 

gr_gorinich
Филифьонка_, ну, тогда можно просто смело говорить, что не нравятся этические или эстетические принципы автора, не касаясь вопроса о личности - будет звучать вполне прилично. Хотя, конечно, это лукавство, это все части той же личности, но... но вот, например, характер Виктора Гюго мне очень не нравится, от взглядов Толстого просто подташнивает - а читать их книги с удовольствием это не мешает (А Бунина тоже не люблю ) ).
А о Цискардизе - да, возможно, все дело в том, чтобы видеть живое выступление. Запись часто делает слишком выпуклым то, что "живьем" было бы менее заметно и потерялось бы в других впечатлениях.

URL
2018-01-12 в 00:17 

norakura
снегирь в шапочке
gr_gorinich, спасибо) т.к. я именно тот зритель, который в любом случае съест, всегда интересно узнать мнение опытного зрителя) признаться, я давно не пересматривала, но по ощущениям помню, как мне эти номера понравились даже больше центральных па-де-де))

как хореографу вот в этом плане: любимые хореографические приемы, подход к материалу, компиляции vs новации?)

О Нурееве как хореографе вообще очень мало, в основном короткие упоминания в стиле: "Нуреев поставил то-то...ничотак, но лучше бы он занялся тем, что умеет". Вроде в статьях про "Бурю" есть более менее прицельные разборы именно хореографии, да и к счастью теперь запись есть целиком, там можно сделать кое-какие выводы) + взять парижскую "Раймонду", отчасти тот же "Щелкунчик". Как я вижу, одними из постоянных приёмов являются жуткие поддержки с подбрасыванием и переворотом партнерши; дробление ритма; в трио (мужских особенно), когда один в центре перешагивает через соединённые буквой "о" руки двух других (вроде такое было в Щелкунчике тоже), и вообще эти трио с сцепленными руками; кувырки и перевороты на полу. Вот, что первое приходит в голову))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Избушка на ножках

главная