16:57 

2. Билли Бадд в Большом театре (все что вы хотели или не хотели об этом знать)

gr_gorinich
Ну, вот и вторая простынка подоспела, куда больше первой.
Сначала о личном:
Мне ужасно понравилось! Я ждала этого спектакля, много понаслушала и поначитала в преддверии и кое-что представляла себе довольно верно - но, конечно, живой спектакль всегда не такой, как ожидания: удивляет, восхищает, озадачивает, дает пищу для размышлений. Так что вынесла я с Новой сцены много чего. Ну и, считаю, мне очень повезло: в тот вечер исполнители были в ударе, спектакль пролетел единым махом.
Кроме собственно спектакля были люди: М-ль Люсиль, которой я бешено благодарна за пиар "Билли Бадда", за помощь в обилечивании на сайте БТ, за царский прием в Москве. А еще она сразу после спектакля написала него него отзыв, вот тут: m-lle-lucille.diary.ru/p212098958.htm - и гораздо лучше меня выразила то же самое, что и мне хотелось сказать по свежим впечатлениям. norakura - я редко развиртуализируюсь и вообще бука, но тут все получилось отлично, легко и интересно с первой встречи. Надеюсь, будут и новые встречи дальше! )
А еще в антракте в фойе мы встретились с представителями французской революции, отчего возникла сильнейшая ностальгия по временам незапамятным ) Это было очень приятно, и мне жаль только, что разбежались быстро, когда разговор о морских флотах едва начался. Если б после спектакля не увлеклась так аплодисментами и восторгами, наверное, попробовала бы поймать вас еще )
А еще вечером очень красиво шел снег, и московская иллюминация казалась не наглой, а романтичной.
Итого: было настолько хорошо, насколько можно!
Ну вот, а теперь подробности о спектакле, и их уже прячу.

Про Бриттена и оркестр. Только одно: ящик водки всем и не расходитесь, играйте, играйте! ) Весь вечер наслаждалась, настолько полнокровно, звучно и дружно звучал оркестр. Обычная нынче боль, когда то духовые, ту ударные начинают орать так, что в ушах звенит - ее не было и в помине, хотя именно с этой партитурой соблазн погреметь довольно велик. Музыка текла, как река, как волны морские и прекрасно сочеталась с вокалом, и с хорами, и с сольными номерами. Пять, нет, шесть с плюсом всем, кто играл, а дирижеру так все семь - за обаяние. Со второго ряда было отлично видно, как он управляет оркестром, как улыбается или переживает - будь постановка менее интересной, можно было бы так на дирижера весь спектакль и пялиться )

Про постановку. Вот интересно: если цепляться за отдельные сценические решения и находки, то покажется, что Олден ничего нового не изобрел. "Ничего не внес нового в теорию охоты" (с)
Игры Клэггарта с красным платочком Билли? Было, посмотрите постановку с составом Шикофф/Сковус/Халварсон. А недавно итальянцы выдали вариации на тему, спектакль, в котором Билли сам отдает Клэггарту платок, и как отдает - можно сказать, нарывается (жаль, Клэггарт там не айс. Лукисты всего мира вздыхают и закрывают видео). Вот это вот:
Teatro Carlo Fenice di Genova, 2015

Робы матросов, дубинки и кожанки капралов, приводящие на память лагеря и тюрьмы? Было не раз, да хотя бы недавно, в 2013 году, когда Михайловский театр, кажется, впервые в России, ставил "Билли Бадда", там матросы в полосатых рубахах и штанах, которые не тельняшки напоминают, а арестантские робы, только кандалов на ногах не хватает. "Таков закон" ))

Или оформление, где сцена "разрезана" на ярусы, где верхние и нижние палубы остро контрастны? Да чуть не в каждой второй постановке!
Пожалуй, уникальна только замкнутость пространства. Тут не видно не то что моря, нет даже простора верхней палубы, всех этих рей и мачт, маркирующих ширь и высь. Мы видим только брюхо корабля, его борта - мазутно-черные или рыжие от ржавчины, это воплощение главного посыла сценографии: мир не-свободы и не-красоты, он замкнут, неуютен и по самой сути своей не поддается никаким улучшениям и украшениям. Каюта капитана абсолютно бела и сияет - да только это болезненное сияние (в самом прямом смысле слова, когда меняются декорации, глаза слегка режет), это госпитальный белый цвет, такой же неуютный и неживой. И окон в капитанской каюте тоже нет. Так что понимаю зрителей, жалующихся на то, что спектакль тяжело смотреть - с клаустрофобией не шутят. А лично мне зашло, именно потому, что емко и сильно задает атмосферу действа.
Крохотный кусочек начала:

15237652 2186760571548445 5033711970243575808 n from Wanderer707 on Vimeo.


А тот, кто определял цветовую гамму постановки, большой мастер, мой ему респект. Казалось бы, такой безрадостный и негармоничный набор: черный, рыжий, хаки. Но в сцене погони за "французом" их сочетание смотрится и гармонично и почти красиво - ровно в одной этой сцене. Вот примерно так (но в жизни цвета "лежат" лучше):

И, наконец, о главном - о людях ) Олден сотворил удивительную, но действенную формулу: у него сценография и музыка работают на символизм, а игра, взаимодействие исполнителей – в обратном направлении. Артисты, все и каждый – играют людей, индивидуумов, никак не воплощения Добра, Зла или Мятущейся души. В результате получается именно то, что надо: символика прочитывается, но сохраняется и вкус «человечины», который позволяет сопереживать персонажам от души. Они заметны все, даже те, у кого роль совсем крошечная.
Начну, что ли, как раз с неглавных ролей, в произвольном порядке )

В тот вечер службу на квартердеке «Неустрашимого» несли: парусный мастер, мистер Флинт (Дарен Джефри), второй лейтенант, мистер Рэтклифф (Грэм Бродбент) и первый лейтенант, мистер Рэдберн (Джонатан Саммерс). Грэм Бродбент в постановку пришел позже остальных, но вписался в нее, будто с самого начала тут был. Впрочем, у него богатый опыт, он пел, ни много ни мало, партию каптенармуса Клэггарта в «Билли Бадде», которого ставил в 2012-13 году Михайловский театр (он был там во втором составе, а в первом пел Йоханнес фон Дусберг, который в каком-то ютьюбовском ролике, помню, расписывал, как интересно играть злодеев, и как Клэггарт любил Билли ) ) . Хотя в целом в той постановке на гомоэротическую линию, кажется, забили крепкий болт.) Ну так вот, Флинт и Рэтклифф – этакие типичные служаки-вояки, простые, как валенки, ценители дисциплины, ростбифа и порядка на борту. Надо было видеть, как Флинт требовал во втором акте, едва узнав про убийство Клэггарта, покарать Билли по всей строгости – и как он растерянно покрутил головой после вызова Билли на допрос. Мол, ну ничего не понимаю, а ведь только что все было ясно, как день! Или раньше, в первом акте, опростоволосился: капитан произнес тост «Долой французов!» - и вылил вино на пол, и так же поступил первый лейтенант. А мистер Флинт (здоровенный дядька) с размаху стопку не вылил, а выпил – привычка же, да и как вино выливать вообще? – а увидев, что ошибся, очень смутился и поскорей поставил стакан на подносик, который держал юнга.
Рэтклифф был самым молодым из офицеров, ретивым и суровым – а актеру пришлось еще и не только петь, но по ходу действия исправлять сценическую накладку. Во втором акте, когда офицеры, допросив Билли, отправили его в соседнюю каюту и обсуждали неизбежность обвинительного приговора, жалели Билли и сомневались, дверь в ту самую соседнюю каюту (а она прямо по центру задника) вдруг открылась. Рэтклифф стоял к ней ближе всех и, не выходя из роли, прикрыл дверь – а она не захотела закрыться ни с первой, ни со второй попытки. И бедняге пришлось одновременно петь и несколько раз эту злосчастную филенку запирать, и еще делать вид, будто так и надо. И получилось у него это очень неплохо, с дверью настойчивый второй лейтенант сумел-таки совладать, а вот спасти Билли не получилось. А ведь именно Рэтклифф привел Билли на борт, и помнил об этом, и с таким сожалением сказал: «He was a king's bargain», - повторяя слова Клэггарта из первого акта. (В сторону: занятно, как либреттист и композитор, стоило Клэггарту умереть, начали цитировать его слова и тональности устами капитана и офицеров. Вот уж воистину: он умер, а дело его живет.)
Суд над Билли. Мистер Рэтклифф, который сидит в центре - из другого состава, фоток с Бродбентом пока не нашла:

Мистер Рэдберн, самый старший из лейтенантов – о, это настоящая, полноценная роль, хотя сама по себе партия у него не так уж и велика. Он уже немолод, ходит с тростью – и кажется слегка больным или просто достаточно старым (персонаж, не актер – на поклонах он бодрячком вместе со всеми бегал к рампе), он все на море повидал, и, кажется, обо всем имеет мнение, только не высказывает его обычно. Этакая усталая, старая сторожевая собака. Матросам он не сочувствует, он в этом мире надзиратель – и не рефлексирует по этому поводу. Как он в первом акте поет-рассказывает историю о мятеже в Норе, которому был свидетелем! Для капитана Вира бунт в Норе – трагическое, но умозрительное событие, повод для речи о пороках революционного французского духа, для Рэдберна – это очень реальная история позора и печали, он опускает голову, говоря о ней. Рэдберн в сцене суда больше всех жалеет Билли, он первый говорит, что парень не виноват, и до последнего призывает к милосердию. Но в этой же сцене смотрит на запутавшегося, страдающего Вира с глубоким, не афишированным, но заметным осуждением. Капитан, по его понятиям, во всяком случае не должен вести себя как тряпка. Раз надо повесить – вешай, а не строй несчастное лицо, не тяни резину. В каком-то смысле Рэдберн – это аналог Датчанина, только с верхней палубы. Он умен, он не лишен сердца, но существующий жестокий порядок вещей в него въелся и в нем отпечатался, стал частью личности. И от этого особенно страшно-печально: не оттого, что кого-то на «Неустрашимом» бьют плетьми или вешают, а оттого, что к этому все привыкли как в неизбежности. Все согласились стать «частью этого зла» - кто жертвой, кто, как Рэдберн, надсмотрщиком.
Вот так они пили здоровье короля (на заднем плане - непослушная дверь):

Датчанин (Роберт Ллойд) – вот кому в большинстве постановок отводится роль проницательного, но безрадостного старика, хорошего советчика, бессильного, однако, против судьбы. Однако, на удивление, этот Датчанин оказался в первом акте замечательно веселым, компанейским дедком, чуть ли не балагуром. Свой знаменитый отказ идти плясать со всеми вместе: «Слишком стар я для веселья, и для танцев, и для женщин. Я знаю, чем веселье кончается» - он спел так, что матросы захохотали, а зритель улыбнулся. Впервые слышу такое прочтение. По-моему, просто сам Ллойд добряк – и в роли это неизбежно проглядывает.
Только поглядите на этого милого человека - вот кому белый плащ подходит и нигде не жмет! ) Репетиция спектакля, Дональд, Билли и Датчанин собираются идти на абордаж:

А это они же в спектакле, плюс Рыжая Борода:

Этот Датчанин отвечал Клэггарту без страха и без угодливости, когда тот после драки Билли с Крысой потребовал рассказать о случившемся, вообще, он далеко не так трепетал перед Тощим франтом, как Датчане в других постановках. Даже в “Jemmy legs is down on you» в конце первого акта у него заметней огорчение от того, что Билли не хочет его слушать, а не страх. Во втором акте он так прощается с Билли в ночь перед казнью, что слезы к глазам подступают (Билли там в равной степени потрясает, но о нем речь впереди). Про голос не говорю, голос глубокий и такой… не знаю. Красивый.

Новичок (Питер Гийсбертсен) – не в обиду ему, но мне жаль, что не удалось послушать и посмотреть Богдана Волкова, который исполнял эту роль раньше. На пиратской аудиозаписи со спектакля, на трейлерных отрывках Волков показался мне очень интересным Новичком, но увидеть вот не сложилось (Новичка повысили до Идиота, как я понимаю, и ему теперь сильно некогда )) ). Показалось даже, что Гийсбертсен чуточку переигрывает – хотя бы просто оттого, что еще не вжился в постановку. (Потому что все остальные потрясающе дружно играют, командная работа в этой постановке обладенная, даром что состав англо-немецко-российский.) Но даже с учетом этого Новичок у Гийсертсена получился вполне годный. У него ярко прозвучало то, что не во всех постановках звучит, хотя в либретто и заложено. Новичок в первой сцене, до порки – не запуганное создание, а такой мальчик-отличник с воли, который еще верит в решение проблем «словами через рот», сохранил немного мальчишеского гонора (просто видно, как он думает: «Я же умнее дурака боцмана!») и никогда не испытывал физического насилия, не верит, что это может случиться – с ним. Не зайчонок, не потенциальная жертва, нормальный такой мальчишка. Неуклюжий на корабле, но еще способный без драмы рассуждать на тему «Э, что-то ничего у меня тут не получается». А потом, после порки, он ползет, пытается подняться, хватаясь за канаты, которые тянут матросы – и веришь, видишь, что он сломан, что у него весь мир перевернулся. (Тут вся сцена поставлена очень сильно. Обычно Друг Новичка не только утешает его, но и поддерживает, ведет, иногда и другие матросы подставляют плечо, в иных постановках – даже Билли. А тут никто не поможет, не поддержит, не подхватит, когда ты упадешь. Потому что все тянут такую же ношу, все поют о том же самом – сердца разбиты, путь потерян – все прошли через тот же ад и продолжают через него идти. Нет ни у кого ни сил, ни возможности спасать, кроме себя, еще и других. Школа жизни на «Неустрашимом», как она есть. Даже Друг, который пытается подбодрить Новичка, не может бросить своего каната, так что он уходит с матросами в одном направлении, а Новичок ковыляет в противоположном.
Нет фото этой сцены с Гийсбертсеном, но вот как это выглядело с Волковым:


Дональд (Александр Миминошвили). Вот казалось бы – кто заметит Дональда? Проходная роль, раза три по паре реплик, и все. А ведь там характер! Матрос - порох, который бойчее всех выражает недовольство корабельными порядками, но… но вместо бунта срывает агрессию на тех, до кого проще дотянуться, чем до истинных врагов. Передразнить гардемаринов можно только потихоньку, из-под руки, а вот подергать за бороду недавно завербованного рекрута или кинуться первым записываться в абордажную команду – авось надаем по рылам французам! – это запросто. Дональд не может сидеть смирно, он и шанти в первом акте затевает, пока все прочие бесконечно тянут: «Blow her to Hilo, Hilo, Hilo…» У Миминошвили этот Дональд-задира получается на редкость органичным и симпатичным матросом.
Рыжая Борода (Марат Гали). В начале первого акта это такой настоящий, такой яркий «человек с воли», сцена его допроса прямо врезается в память. Как его выталкивают вперед капралы, как он пытается отстаивать свои права перед Клэггартом, а тот раз за разом сметает все его попытки, а капралы тем временем отнимают у него чемодан, стаскивают шляпу и пиджак, натягивают на него серую робу и тащат прочь со сцены. Неудивительно, что следующий рекрут, Артур Джонс, насмотревшись на это, уже и пикнуть без разрешения Клэггарта не смеет. В сцене на четверых, когда Билли, Рыжая Борода, Дональд и Датчанин видят избитого Новичка, Гали прекрасен. Черт, они все там прекрасны! Во-первых, музыкально: там идет короткая сценка на четыре голоса, многое поется одновременно, дуэтами, причем слова у каждого свои. В большинстве записей я, хоть и знаю текст, с трудом могу услышать всех, обязательно кто-то «пропадает» на время. Ждала того же и на спектакле – и с удивлением поняла, что слышу всех и всё, и сценка, в иных случаях слегка сумбурная, тут была абсолютно внятной. Датчанин добродушно беседует с Билли (не все Датчане так добродушны, кстати), Дональд донимает Рыжую Бороду, как опытный хулиган, а тот старается хотя бы тут сохранить лицо и отстоять свое право называться именем, а не прозвищем – и опять проигрывает. И его это гложет, уже позже, когда тема разговора несколько раз сменилась и матросы рассказывают новичкам про «Звездного Вира», Борода требует, чтобы они сказали, как капитана зовут-то. Поперек горла ему эти прозвища, вот! Ну и… ну и прав был Клэггарт, grumblers aren’t dangerous, прошла неделя – и Рыжая Борода изменился. Прекратил рыпаться, вписался в экипаж, будто всю жизнь по морям плавал: лихо поет шанти – причем куплет про морского дьявола, Дэви Джонса, вызывается в абордажную команду… в общем, не получается из мясников борцов с режимами ))
Ну и вот так, потихоньку, добралась я до трех главных персонажей и певцов. Итак, Билли Бадд (Юрий Самойлов).

Что касается голоса, то в первой арии Билли мне показалось, он как будто не настолько круто звучит, как хотелось бы – ну, там одновременно надо и силу, и полетность голоса неординарные проявить, и не скажу, что их совсем не было, но смутное ощущение «недобора» помню. Но очень быстро, буквально в сцене с избитым Новичком и потом – с красным платком, Самойлов зазвучал, имхо, просто идеально, а уж как он пел шанти в кубрике! В общем, уже первый акт закончил на ура, а во втором просто снес меня нафиг. У него такой во всех отношениях потрясающий Билли и в начале акта, и особенно в конце, такой настоящий! В общем, слушала бы и слушала. А к игре от начала и до конца не то что претензий нет, а одни сплошные похвалы. Самойлов-Билли меня удивил и удивил приятно. У него (как у Ллойда, у Сакса, у Дашака) получился уникальный, ни на кого из известных мне Билли Баддов непохожий типаж. Очень часто Билли изображают таким… ну, совсем простаком, чуть ли не блаженным дурачком. Или немножко Христом. И то и другое неудивительно, оно там где-то в либретто заложено в разных пропорциях (дурачка меньше, Христа больше), но фишка в том, что в либретто это такие…отзвуки. Аллюзии, кивающие на блаженного простака и на спасителя, не больше. Когда в постановке их слишком усиливают, превращают в основной рисунок роли, мне это не очень по душе. Понимаю, мирюсь, но не в восторге. Слава богу, Самойлов этого не делает. Его Билли никак не святой, да и не дурак – просто он Детка, он мальчишка, ослепительно юный и оттого еще несведущий.
В самом начале, появившись на палубе вместе с другими рекрутами, он кажется совершеннейшим щенком: грудь вперед, хвост по струнке, он не боится допроса, наоборот, очень рад. И, если подумать, а чего ему не радоваться? Это у других есть семья, дом и приличная профессия, а Билли гол, как сокол. Матрос с занюханной торговой скорлупки – а тут служба на таком большом, красивом – ого, военном! – корабле. Героика, приключения, карьера. Да у Билли на лбу написано: «Ура! Я согласен, только возьмите, возьмите меня!» (И кто ж виноват, что это невербальное послание каптенармус «Неустрашимого» прочитал кхм… совсем в другом смысле? ) Билли очень старается понравиться, он стоит навытяжку не со страху, а в радостном предвкушении, он благодарит кивками офицеров за доброе отношение, как восторженный новобранец – и этого достаточно, чтобы всех поразить и сразить. На проклятом корабле, где все, кроме капитана, тянут ненавистную лямку, вдруг появляется Билли, который счастлив тут быть: служить, работать, помогать. Бомба, шаблоны рвутся с треком. Поэтому, когда он заикается на слове «подкидыш», вместе с музыкой, распадающейся в сумбур и постепенно мрачнеющей, так же теряются и мрачнеют офицеры: они повелись и тут же обломились ) Но Билли снова обретает голос – обретает силу – и все снова светлеют. А Билли, получив назначение на фор-марс, в восторге прощается с прежней жизнью: и тут Самойлов сыграл так, что я сперва удивилась, а потом, постепенно, прониклась. На фразе «Good-bye, old life, don't want it no more», он кулаки сжал и даже ногой притопнул: мол, пошла прочь, прежняя жизнь, не хочу тебя! – и была в этом изрядная доза агрессии, очень нетипичная для других Билли Баддов. Причем с друзьями и кораблем Билли прощался уже тепло и дружески.
Вот ма-аленький кусочек сцены допроса Билли:

17014407 236620123475173 7749116858871054336 n from Wanderer707 on Vimeo.


Как положено, напугал офицеров «Правами человека», был изгнан со сцены, чтобы появиться уже в матросской робе, тянущим линь вместе с товарищами. Избитого Новичка очень душевно жалел – но испугался плетей, кажется, куда меньше Рыжей Бороды. А когда явился Клэггарт и, пожурив за нарушение формы, стал развязывать у Билли на шее платок, во всей красе проявил потрясающую свою невинность. Ну, это надо было видеть и слышать: соблазнительные интонации Клэггарта, и как он долго, с удовольствием, развязывал и стягивал с Билли платочек, и как смотрел на Билли (с очень близкого расстояния, лицом к лицу). А Билли глядел на него дружелюбно и без малейшего смущения – и, было яснее дня, что он просто не сечет намеков «на это». Сексуальный подтекст (настолько сильный, что почти стал текстом), казалось бы, ну нельзя было не заметить. Но нет, Билли после ухода каптенармуса спрашивает у товарищей «Видали, а?» - и ясно, что он просто рад, что к нему хорошо относится такой суровый начальник. В общем, сыграть такую совершенную невинность и нетронутость – это надо уметь. Да и свой развеселый куплет про женщин Билли в кубрике поет точно так же: ну, он вообще-то знает, что с женщинами спят, но его это как будто не колышет. А когда Дональд в своем куплете про тетю с Сицильи и душку Билли уже откровенно стебется и пошлит, Билли удивляется и смеется, так, за компанию – но все равно не понимает. Неразбуженная душа, и легко догадаться, почему каптенармус потерял надежду добиться взаимности.
Драка Билли с Крысой очень удачно поставлена: такой реалистичный экшен, такая прямо кинематографическая потасовка. В конце которой Билли, уже повалив Крысу на пол, в запале еще несколько раз крепко засаживает ему кулаком (как бы) в лицо. И тут опять понимаешь разницу между всепрощенчеством и добротой ) Билли искренне добр и расположен ко всем, с кем встречается – но если что-то его сердит, он импульсивно отвечает злом на зло. Не нравилась ему прежняя жизнь, не нравится вор Крыса – ну, получите! Не рефлексирует Билли над такими материями, слишком юн, и никогда еще его импульсивность, видимо, не доводила до беды. Но, черт возьми, во втором акте, когда удар Билли оказывается смертельным для Клэггарта – Билли переживает. Это для Вира «Ангел небесный свершил свой правый суд», Билли не ангел, он понимает, что убил человека, пусть тот и клеветал на него, но все равно – это неправильно. Как Билли ловит падающего Клэггарта и опускает на палубу! Как растерянно смотрит на него и тогда, и потом, уже вызванный на допрос. Билли говорит о том, что произошло, отвечает на вопросы офицеров, а смотрит на труп Клэггарта, лежащий на столе, даже делает к нему несколько шагов. Самойлов тут играет очень тонко: это не то чтобы раскаяние, но это огромное изумление (и оттого, что Клэггарт такое наговорил о Билли, и оттого, что Билли его убил, да просто оттого, что вот – раз, и вдруг смерть), и, пожалуй, сожаление, какая-то детская попытка извиниться перед убитым. Невинный мальчишка впервые столкнулся с чем-то непоправимым – и взрослел прямо на глазах, прямо в сцене суда. У него появились в голосе грустные интонации, например, в строке «It comes and it goes», где он объяснял свое заикание. И Вира он просил «Save me!» без тех щенячьих интонаций, которых так много было в первом акте. И свою предсмертную сцену и песню пел уже иначе. Билли Бадд узнал, что такое зло, и печаль, и смерть – и это не сломало его, не напугало, наоборот, он в самом деле обрел новую силу, он вырос и стал еще красивее, чем был в начале оперы.
И, как ни странно, для меня эта обретенная сила отчасти ослабила трагизм грядущей казни. Не так важно, когда умрешь, если остался человеком – вот такая вот мораль получилась. Жалко было не Билли, а тех, кто оставался жить дальше. А возвращаясь к артисту – ну, вот за этот рост персонажа, за такое прекрасное и трагическое взросление поклон ему, он молодчина!


Каптенармус Джон Клэггарт (Гидон Сакс) – ааа, держите меня семеро!
У меня и так была слабость к этому персонажу, а тут еще такое исполнение! ) Гидон Сакс тоже не идет проторенными дорожками. Обычно Клэггарты бывают мрачны, как похоронная процессия – а Клэггарт Сакса довольно часто улыбается. Другое дело, что тому же Билли он улыбается искренне, а капитану Виру или Новичку – вполне издевательски. В отношении Билли Сакс не изображает ни садиста, ни Клода Фролло, обуреваемого запретными страстями – а играет внезапную и сильную любовь (бедных гомофобов, вероятно, должно изрядно корежить от его игры. У его Клэггарта любовь не «неправильная», не порочная, не стыдная - она просто безответная и безнадежная. ) И он играет мой, блин, фанон!! Я ж еще когда придумала, больше на основе либретто и собственных фантазий, что по понятиям Клэггарта корабль – его дом, который он обустраивает и содержит в порядке, и чувствует себя его истинным владельцем, поплевывая на капитана и офицеров. Ну, и когда он во втором акте позволяет себе прикрикнуть на капитана, да еще и дубинкой стукнуть по железным поручням… ну как это еще интерпретировать? Правда, когда Вир обалдело к нему оборачивается, Клэггарт меняет тон с начальственного на тон возмущенного подчиненного, но он уже спалился. Это было такое «Кто в доме хозяин?!», что лучше не придумаешь. И, суммируя сказанное: Сакс не изображает «воплощенное зло», это Вир его может так называть (Вир вообще склонен к возвышенным обобщениям, ему простительно). Клэггарт в этой постановке – просто человек, так же намертво привязанный к «Неустрашимому» и его порядкам, как все прочие. Просто «у вас плохая должность, кентурион» - но когда-то, много лет назад, он принял эту должность и научился ей соответствовать. И, будучи очень умным человеком, Клэггарт не обманывается ни насчет других, ни насчет себя – и в этом его главная беда. Вот в этом он как дьявол, который «всегда угрюм, потому что он всегда знает, куда бы ни шел – он всегда приходит туда, откуда вышел», он ни на что никогда не надеется. Клэггарт даже не наслаждается властью или жестокостью, он только не знает, что такое милосердие. И никого не любит, включая себя. И вдруг видит Билли – и так сразу, так заметно влюбляется, что, сидя в зрительном зале, чувствуешь неловкость – будто подсмотрела в замочную скважину. Вообще у Сакса мощное сценическое присутствие, за ним всегда следишь глазами, когда он на сцене (даже когда он просто лежит там красивым трупом во втором акте). Поэтому невозможно не заметить, как он замирает, едва взглянув на Билли, который еще стоит в глубине сцены с другими рекрутами. А когда Билли выходит вперед, следит глазами за каждым его движением и невольно, неудержимо начинает улыбаться в ответ на улыбку Билли, заявляющего, что читать не умеет – зато умеет петь. И потом принимается улыбаться, расхваливая Билли другим офицерам, да еще этак мечтательно, будто «про себя». И никак не может насытиться, насмотреться на Билли, с видимым трудом заставляет себя от него отворачиваться, нарезает вокруг Билли круги…ох. И трогательно, и немного грустно на это смотреть было. Я как-то не ждала, что мне завезут такую красивую и откровенную гомосексуальную «Травиату» )) Но тем лучше, что завезли!
Вот как он кружит:

Клэггарт настолько проваливается в свои переживания, что офицерское смятение, когда Билли прощается с «Правами человека» его не трогает, и команду «Очистить палубу!» он отдает последним (строго по тексту оперы, конечно), с видом человека, которому все до фени. А когда мистер Рэдберн приказывает ему бдеть и спрашивает, слышал ли он, что кричал новенький (вопрос, прямо говоря, нелишний, учитывая, как замечтался каптенармус), Клэггарт с трудом сдерживается и отвечает почтительно. А стоит Рэдберну уйти, взрывается. В квартире бил бы посуду, а на корабле – бьет капрала Крысу (который очень по-крысиному выскакивает из люка посреди сцены), рычит, клянет офицеров и корабль, до усрачки запугивает Друга Новичка и ухмыляется, глядя, как ползет по сцене поротый Новичок. В общем, психанул от души ) И нет, у этого Клэггарта еще нет долгоиграющих планов погубить Билли в тот момент, когда он натравливает на него Крысу. У него вообще планов нет, слишком его ушибло любовью, ему пора за сцену, попить водички. Когда он возвращается, в сцене с красным шейным платком, то явно делает попытку соблазнить Билли и пригласить его ночью к амбару, но натыкается на такое искреннее непонимание, что резко разворачивается и уходит, и платочек уносит с собой.
Свою знаменитую арию и последующую сцену с Новичком Клэггарт в тот вечер спел блистательно. Я слушала его в немецкой записи и в подпольной нашей, ноябрьской – но 26 февраля он звучал лучше. Вообще вот у Сакса не слышно было в первом акте «нераспетости», он был в голосе от и до. И в ударе. Как он манипулировал платочком Билли, это прямо фетишисту на заметку. Как он искренне мучился от невозможности прикоснуться к свету, как до последнего не хотел губить Билли – там текст местами однозначный, но Сакс пропевал (проживал) его так, что ясно было: сомневается, не хочет, не в силах. Только под конец решился и зазвучал уже совершенно трагично. (Очередной плюс сценографии. Часто свою арию Клэггарту приходится петь прямо над рядами спящих матросов (кубрик же!). Ну как вот тут:

И это безмолвное присутствие лишних людей ослабляет ударный эффект арии. А в Олденовской постановке всех лишних убрали, оставили спящего Билли – вокруг которого Клэггарт опять ходит кругами, к которому его все время тянет подойти поближе. И в углу спит Новичок – он сейчас понадобится, его не уберешь. Убавили яркость света на сцене (спустили из-под потолка тусклые электрические лампочки). И вуаля, прекрасный фон к прекрасной арии.
С Новичком Клэггарт говорил во власти все той же своей одержимости: заставлял его скомпрометировать Билли будто между делом, не сомневаясь, что тот согласится – а при попытке сопротивления жестоко ткнул стеком в незажившие рубцы на спине Новичка и потребовал отвечать: будет он работать на Клэггарта или нет. Но даже тогда на Новичка ему было плевать, даже бросив ему гинеи для подкупа Билли, Клэггарт не ушел сразу, а еще немножко побродил вокруг тюфяка Билли, а когда ушел, то поспешно, будто бы еще немного – и… И черт знает, что могло бы произойти ))
И во втором акте, в каюте Вира, Сакс сыграл тоже очень небанально. Обычно Клэггарты бросают свои обвинения в лицо Билли либо мрачно и бесстрастно, либо ожесточенно. В любом случае тут Клэггарт оказывается и вестником зла, и человеком, окончательно поборовшим свои сомнения. Но не Клэггарт Сакса, он, едва войдя в каюту, глянул на Билли (который еще был вполне добродушен и не ждал беды) – и поскорей отвернулся, спрятал глаза. А высказывая одно за другим обвинения, Клэггарт уже смотрел на Билли прямо, но его выдавала рука, которая иногда принималась судорожно мять полу кожаного плаща. В общем, когда Билли его убил, можно было смело сказать про этого Клэггарта: отмучался.
Лежит красивым трупом:

И кланяется:

Ну и наконец капитан Вир (Джон Дашак). Мне показалось, что и он, как Самойлов, в первом акте звучал резковато, когда пел фортиссимо, ну и если совсем придираться, у Питера Пирса, например, звуковая палитра богаче. Но Дашак тоже очень хорош, а во втором акте был прямо превосходен, так что ухо порадовалось. И глаз тоже, и мозги, в которые загрузили еще одно оригинальное прочтение образа. Капитан Вир Дашака не был ни бравым офицером, ни высоколобым интеллигентом, как многие его предшественники. Он был тоже – мальчишкой, если не годами, то духом. В 1797 году он был весь такой в мечтах о доблестях, о подвигах, о славе, такой начитанный и верящий, что в книгах содержится вся истина, такой немного зазнавшийся, но искренний человек. Самое главное: он верил, что знает, что правильно, и готов был поступать соответственно. К офицерам он относился несколько снисходительно (простоваты и греков не читали!), но уважительно: посмеиваясь втихую, он каждый раз помогал им сохранить лицо (например, демонстративно не заметил ошибки Флинта с выпитым вином). Матросам сочувствовал – но, поскольку он никогда не отрывался от своих книг, то, кажется, просто не догадывался, что одной палубой ниже капитанской каюты царит ад. Но какой же он юный, романтичный и счастливый, когда в первом акте, распрощавшись с офицерами, сидит и слушает песни матросов с нижней палубы – и даже немножко, беззвучно им подпевает. Неожиданно история этого Вира мне стала казаться параллелью истории Новичка, только с поправкой на социальный слой. Домашний умник, который внезапно сталкивается с настоящим злом, с бедой – и ломается, и теряется моментально, потому что никакие книги не помогут, если нет внутри прочного стержня. Но это обрушение мира и у Новичка, и у капитана – не вина их, а беда. Поэтому, если иногда Вир в других постановках мне казался либо недотепой, либо слегка лицемером, то Вира Дашака было от души жаль. Офицеры, кстати, (особенно Рэдберн) видно тоже чуяли в капитане идеалиста и, как и он на них, смотрели на Вира свысока и старательно помогали ему не сесть в лужу.
В начале второго акта, когда чуть было не завязался бой с французами, Вир был великолепен: настоящий пират Том Сойер ) Столько мальчишеской отваги и серьезности, такое напряжение во время погони, такое горькое разочарование, когда туман помешал делу… Впрочем, вся сцена подготовки к бою была крышесносной. Дело даже не в том, что хор хорош, оркестр силен и сценография умна. Дело в том, с каким потрясающим единством и драйвом эту сцену исполняют. На какой-то короткий миг (минут десять, если время засекать, наверно) проклятый корабль «Неустрашимый», плавучий ад, перестал быть адом, а превратился в сплоченную команду. Ох, как они грянули «This is the moment!», ох какой это был почти катарсис. И в эти минуты капитан Вир там был вполне на своем месте, может быть, именно в этот момент его представления о корабле и команде действительно совпадали с реальностью. Но такие мгновения долго не длятся, француз удрал в туман, а к капитану пришел каптенармус Клэггарт с доносом на Билли Бадда. Он поднялся на мостик, и какое-то время они спорили наверху, один весь в черном, другой – в белом, контраст хрестоматийный, но обманчивый. И Клэггарт как-то не тянул на демона, а был просто несчастным, изнервничавшимся человеком, и Вир уж никак не тянул на Добро. Вир в этом поединке вообще не тянул – Клэггарт подавлял его и своей давящей музыкальной темой, и своим присутствием. В какой-то момент капитан, в расстроенных чувствах, сбежал с мостика вниз – а Клэггарт остался наверху, практически занял его место. Тогда-то он и прикрикнул на Вира: «Сэр!» - в ответ на угрозу-напоминание, что за ложный донос тоже полагается петля. И Вир стоял внизу: над ним черный ворон Клэггарт, а вокруг, как акулы, кружат офицеры, бормоча о необходимости следить за командой. И он растерялся, впервые почувствовал, как чувство расходится с параграфом. Потому что капитан Вир чуял, что Билли Бадд не мог быть шпионом и мятежником – но и не дать делу хода было нельзя, раз уж обвинение высказано. Потом, оставшись один, Вир «переваривает» произошедшее и на короткое время находит потерянный было баланс: он четко проговаривает для себя, что Клэггарт – зло, а Билли – добро, и что на очной ставке истина откроется. И очень радуется тому, что в голове прояснило, и ликует, слушая такого же радостного Билли, который примчался на вызов, надеясь, что его хотят поставить старшиной на бизань-мачту. К слову, о пейринге Билли/Вир, который не только существует в некоторых постановках, но замышлялся изначально, если не Бриттеном, то Форстером точно. В Олденовской постановке в Германии, в 2012 году, судя по отрывкам, это пейринг вполне имел место быть.
Ну вот тут, примерно с 1:42:

Но с тем составом актеров, который сейчас играл «Билли Бадда» в БТ сложилось иначе. Постановка та же, но никаких чувств, кроме самых платонических, между Виром и Билли не чувствовалось. Они вполне невинно восхищались друг другом, и это было все. И этого было достаточно, чтобы Вир после убийства Клэггарта осознал, что попал в ловушку между долгом и правдой – и что выбраться из нее не сможет. Он там в таком отчаянии, он страдает, опускается на колени рядом с трупом и поет о том, что этот суд будет судом над ним, это его ждет дьявол – и хватает мертвого Клэггарта за руку. Когда он этак хватанул, сразу возникли два варианта: 1) капитан Клэггарта уравнивает в правах с дьяволом и мнэ… пожимает ему руку; 2) до капитана дошло, что погубить можно и того, кому не желаешь зла – и он интуитивно сравнил себя с Клэггартом. Потом, совсем распереживавшись, Вир вскакивает и бросается к двери, забыв, что все еще цепляется за Клэггарта – этакая буквальная метафора «мертвые хватают за руки живых». Очень оправданная именно здесь, где в монологах Вира проскальзывают прямые цитаты из арии Клэггарта («Oh, beauty, handsomness, goodness”, “this floating fragment of earth” формула «я, такой-то, сделаю то-то и то-то» “I, Edvard Faifax Vere, captain of «The Indomitable…») и прямые музыкальные отсылки к ней.
В общем капитан Вир «попал под пресс и был раздавлен» - надо было видеть сцену казни Билли, когда Билли напоследок бросается к Виру, чтобы сказать ему: «God bless you!», сказать от всей души, передать ту силу, которую обрел сам – и как Вир в ужасе, в осознании своей вины, затыкает уши, закрывает лицо, чтобы не слышать этого, не слышать, как матросы повторяют слова Билли. Потому что это ужасно: предать кого-то и услышать от него благословение. Причем Вир здесь уже не тот юный капитан из 1797 года, казнью как будто командует, вспоминая о ней, старый Вир, в сером бушлате и стоптанных башмаках.
А потом Билли вешают – и матросы поют без слов, звук набирает силу, как предвестие готового разразиться бунта, но Виру уже все равно, с ним случилось нечто пострашнее «Нора, плавучей республики». Он стоит на авансцене, пока офицеры и капралы с дубинками загоняют матросов вглубь сцены. Матросы замолкают, падают и замирают – груда серых тел у ржавого борта, не то Освенцим, не то Колыма. И тогда старый Вир уходит туда, к ним, встает среди них, уравнивается с ними. И это сцена, ясная без слов. Так что последний монолог Вира звучит очень пронзительно и в самом деле веришь, что он получил свое прощение за давнюю ошибку.
Вир в финале:

Уфф, боже, я закончила пост - но кто будет его читать? ладно, сама буду перечитывать под настроение )
Изображение - savepic.ru — сервис хранения изображений
Для желающих припасть, дополнительные материалы:
Олден в Зеленой гостиной говорит о своем творческом пути, о том, как надо ставить оперы и что делать (но не о том, кто виноват:) ). Конкретно о Билли Бадде не так много, но есть. Говорит по-английски, но русские субтитры прилагаются

Гидон Сакс на хорошем английском рассуждает о гендере в опере (не по поводу Билли Бадда, к сожалению, но все равно, он умница и его приятно послушать)

Для тех, кто видел БТшного Билли Бадда в БТ: скажите, финал Михайловского после БТшной версии совсем не смотрится?

Вот теперь все. А кто все вынес, тот как вот:


Upd. А с тех пор я нашла в соцсетях подборку фото с поклонов того самого спектакля, 26 февраля и утащила кое-что. Смотрите, какие они все прекрасные!
























@темы: оперное

URL
Комментарии
2017-03-05 в 17:27 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, аыыыыыыы, какой огромный офигительный пост! Спасибо! И сколько всего, и всякие видеокусочки, которых я не видела, и вообще такая красота! В общем, буду еще перечитывать, кое-что досматривать, а можно мне пока его в перепост утащить?))
И поправочка: Новичка из премьерного блока зовут Богдан Волков.))

2017-03-05 в 17:40 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, тащи! А вдруг хоть кто-то еще это прочитает! ))
Точно, сейчас сменяю Романа на Богдана!

URL
2017-03-05 в 17:50 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, спасибо, щас утащу.)) Слушай, а чего тебе итальянский Клэггарт не того, а по-моему, вполне симпатичный. Пусть голова бритая, зато сам высокий и стройный, и двигается хорошо, и с платочком тоже здорово все отыграл.)) Мне прям понравилось. Вот разве что голос у него послабее, чем у Сакса, но внешность вполне одобряю.
Вот только в БТшной постановке даже этот момент все равно отыгран круче. Ты права, Клэггарт там так поет, что любому, кроме Билли, станет ясно: это непристойное предложение, сексуальное домогательство и обещание большой, но чистой любви. Вот только Билли - он же не один придет, он с Датчанином придет. А это совсем не то, что Клэггарту нужно.)) Но ах, как он нежно, вкрадчиво, соблазнительно пропевает эту ключевую фразу про look after your dress, спокойно слушать невозможно, бьет по всем эротическим точкам.)

Посмотрела финал "Билли" в Михайловском - ну не, ну после олденовской постановки совсем не катит. И вообще, я соглашусь с Олденом в "Зеленой гостиной": в таких очень уж "костюмированных" постановках "Билли" участники кажутся ряжеными, впечатление ослабевает - ну, лично у меня. И почему-то все эти мундиры и треуголки кажутся смешными. Хотя может быть, дело именно в том, что у меня первой постановкой была олденовская, и это оставило свой отпечаток.

2017-03-05 в 18:14 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, да, слушай, а посмотри, какие в фейсбуке замечательные фотографии как раз с поклонов после спектакля 26 февраля: www.facebook.com/victoria.ivanova.798/media_set...

2017-03-05 в 18:24 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, ну, во-первых, лысый Клэггарт меня огорчает сильнее, чем лысый Вир ) А во-вторых, костюм его еще сильно уродует: эти широченные штаны и бесформенный плащ. То ли дело в олденовской версии: крррасавец! ) Отыграл-то хорошо, не спорю. Поискать, что ль, еще его в сети, может, арию дают где-нибудь.
И эх, слушать эти заигрывания в Олденовской версии спокойно невозможно, потому что и вправду бьет так бьет, тяжелой артиллерией из всех стволов )) Дополнительную печеньку Самойлову, что ему под таким напором удается сыграть неведение, это ж... в общем, вот что значит профи! ) А Билли даже с Датчанином не придет, он так и не понял, что его куда-то зовут ))

Да, слишком костюмированно, и за формальными деталями пропала драма: все эти военные построения-перестроения просто скучны. В олденовской уже от поочередного выхода на сцену Новичка, Бороды и Дональда начинает потряхивать, а дальше только круче.

О, спасибо за ссылку, фото классные! Пойду, утащу кое-что из них )

URL
2017-03-05 в 18:29 

norakura
снегирь в шапочке
gr_gorinich, спасибо огромное!! так здорово и очень грустно, что нельзя вотпрямщас прочувствовать это ещё раз, увидеть, услышать (увы, я помню только восторг, ни картинка, ни звуки по сути не остались в памяти). а ещё мне дико приятно от того, что ББ, которого нам показали, самый-самый из всех имеющихся :crazylove:

2017-03-05 в 18:35 

gr_gorinich
norakura, а хочется вотпрямщас, это точно! Почему я не пират, почему не снимала хотя бы на слабенькую камеру фотоаппарата? ((
И мне тоже кажется, что мы видели самые сливки - и постановка удачная, и исполнители были в прекрасной форме. Такое редко попадается, чтоб все разом.

URL
2017-03-05 в 18:37 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, наверно, меня больше расстраивает, когда в "костюмированных" версиях Клэггарту обтягивают пузо мундиром.)) Лучше уж пусть будут бесформенный плащ и широкие штаны. Хотя итальянский Клэггарт, пожалуй, и в обтянутом мундире был бы очень даже и ничего.
Но олденовский Клэггарт все равно самый лучший Клэггарт - особенно когда его Сакс поет и играет.)) И в том числе - благодаря костюму. Очень удачен этот его кожаный элегантный плащ, и берцы, берцы тоже, они очень классно смотрятся на Клэггарте.
Жаль, что Датчанин не стал растолковывать Билли, куда его Клэггарт зовет. Но и Датчанина можно понять: он считал, что куда бы Клэггарт Билли ни звал - добром все это не кончится! Не связывайся с Тощим франтом, Билли, не связывайся, тебе говорят.))
Самойлов чудесно играет - и в данной конкретной сцене, и вообще. Но все-таки после спектакля 2 марта я окончательно убедилась в том, что у его Билли с Клэггартом Сакса взаимная химия. Просто сам Билли это не осознает. А жаль опять-таки, жаль.)

Да, скажи, как здорово в финале первого акта на сцену выходит еще и Клэггарт? Мне это ужасно нравится.

В олденовском финале очень здорово выстроены все мизансцены, и действительно, ты права, потряхивает - и когда выходят Борода, Новичок и Дональд, и когда вот эта стена начинает медленно уезжать в глубину сцены, и когда появляются вереницы матросов, и эти лестницы черные, и как лейтенанты застывают в этих нишах, глядя сверху на казнь. Вот тут в самом деле - жутко. А в версии Михайловского этой жути нет.

2017-03-05 в 18:51 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, ну, тут просто надо, чтоб пуза не было - тогда и обтягивать нечего будет )) Ведь и Сакс сильно постройнел сейчас, и ему это ужасно идет, пускай и дальше так держится (бедняга, наверно, на диете сидит). Потому и плащ, и берцы, и стек - все ему к лицу и в украшение. Но не могу, какие у Сакса кисти рук красивые и выразительные (вспомнила, как он платок Билли в руках крутил)!
Ох, вот говорите, говорите шипперу про химию, о которой Билли и не подозревает! До РПС не дойду, но персонажей сослэшу со страшной силой )) И пускай себе Датчанин говорит что хочет! Его же не зовут в каюту каптенармуса, так чего он волнуется? )

Да! Клэггарт в конце первого акта появляется здорово! (Ах, - говорит шиппер, дыша в трубочку, - каптенармус так всю ночь по кубрику и бродил, все никак уйти не мог. )

В Михе вообще когда матросы бросаются посмотреть, что там происходит за сценой, впечатление какое-то... анти- продуктивное. Чего они туда кинулись, как вороны, не терпится посмотреть, как Билли вешают, что ли? Вон, в Олденовской никто не смотрит, даже (особенно!) те, кто тянет веревку, не могут смотреть.

URL
2017-03-05 в 19:03 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, да, да, у Сакса изумительно красивые руки! И сам он тоже очень-очень клевый. И ведь черт побери, в образе Клэггарта он местами очень правильно-зловещий, мрачный, наводящий ужас (на капитана Вира). А чуть выйдет из образа - душа-человек, море обаяния, улыбается светло и вообще мимимимими.))) Прелесть.
А Датчанин за Билли волнуется, будто он не знает, что бывает с теми, кого зовут в каюту каптенармуса!.. (Да ничего особенного с ними не бывает, - отмахнулся каптенармус. - Уж не беременеют точно, - и ухмыльнулся, сволочь такая, чем наконец-то пронял и смутил даже невинного Билли.) Но вот скажи, скажи, у Клэггарта с Билли взаимная химия, а не односторонняя, да, да?)))
А что касается каптенармуса, бродящего по кубрику... нет, таки мне нравится переосмысление сцены с Новичком: не Новичок, невидимый в темноте, соблазняет сонного Билли гинеями, а Клэггарт, тоже невидимый, соблазняет сонного Билли... просто так, без всяких гиней.))

Сцена повешения в Михе сразу наводит на глумливые мысли. Так и видишь, как раззявившие рты матросы комментируют происходящее: "Вира! Майна! Да куда ты потянул, да кто так вешает? Тяни давай, лучше тяни!" - и все такое.)) В Олденовской версии не до хиханек, конечно, там и страшно, и горько.
А еще, конечно, в БТ хоры намного мощнее, чем в Михе. В общем-то, оно и логично, так и должно быть, но после БТшного хора Миховский кажется откровенно слабоватым.

2017-03-05 в 19:15 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, ага, нагонять ужас Саксу удается только когда без этого уж совсем никак нельзя - роль такая! ) Ну и голос низкий обрекает его на большое количество злодейских ролей - а вне сцены он милый и добрый. Симпатяга, одно слово. Впрочем, кто там не симпатяга вообще? )
Про химию Клэггарта с Билли: тебе повезло-о, ты их видела второго марта. А 26 февраля, я бы сказала, были легчайшие намеки на химию, но во все тяжкие они еще не пустились ) Там один Клэггарт светился любовью ярче софитов, а Билли, как ни странно, вдруг как-то начал тянуться к нему только в самом конце: так удивленно и непонимающе поглядел, едва Клэггарт начал его обвинять и так потом смотрел на мертвое тело, что да... в воздухе пахнуло химией. )
Согласна! Очень было бы неплохо (и умно!) послать Новичка куда подальше, а самому пособлазнять Билли, пользуясь тем, что а) темно, б) Билли спросонья податлив, как воск, в) все равно терять Клэггарту нечего )

"Вира! Майна! Да куда ты потянул, да кто так вешает? Тяни давай, лучше тяни!" - причем командует сам Билли, потому что ну как иначе? Ребята без него не справляются, надо помочь ))) Чернуха, но в самом деле, несерьезно там придумали эту сцену. И хор, конечно, пожиже. А все-таки им спасибо хотя бы за то, что они первые в России собрались и поставили эту, прямо скажем, во всех смыслах нетрадиционную оперу )

URL
2017-03-05 в 19:55 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, я тут интереса ради скачала и послушала запись "Билли" в концертном исполнении 2007 года - тоже с Саксом в роли Клэггарта. Ну вот совсем не тот цимес, хотя Сакс и там местами жжет, но в целом исполняет Клэггарта скорее однозначно-злодейски. И вот чувствуется и по нему, и по всем остальным, что это не полноценный спектакль. Драйва нет. Потом переслушивала пиратскую запись БТшного "Билли" и тащилась, как муха по варенью. Вот там у всех - и драйв, и богатство оттенков, и вообще угар.)) Но не трэш. А за содомию отвечает лично каптенармус, поэтому содомии много - и хорошей такой, развесистой содомии, первосортной, прямо скажем.)
Ну вот второго марта, как мне показалось, Билли и в сцене с платочком не то чтобы понял намеки, но как-то... ну, ему как будто польстило внимание Клэггарта, приятно было, что вон как к нему хорошо этот человек относится, видали, ребята? В общем, вот тоже в воздухе пахло взаимной химией.)) Ну, а про второй акт и не говорю, там, как и 26го числа, Билли на Клэггарта реагировал ну очень... ну, короче, интересно реагировал.)
А все-таки, каптенармус, лучше не доводите до второго акта, лучше попробуйте подъехать к Билли в первом акте в темноте, авось что и выгорит.))

2017-03-06 в 09:48 

бай ху
Советов не просить! Чувство юмора у меня сильнее чувства жалости...
Мы, к сожалению, были вынуждены свалить очень быстро. Даже поклоны не видели.
Среди нас был человек, которому нужно было успеть на ночной поезд.
Но блин... Ностальгия -- страшная штука, да :facepalm::rotate:

2017-03-06 в 11:50 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, ну, концертное исполнение и должно быть не столько с драйвом, сколько с чистым красивым звучанием (хотя, например, актеры с юбилейного концерта Мизераблей смотрят на меня с удивлением ). А Сакс, значит, просто с тех пор хорошенько поработал над ролью. Освоился, расслабился, закайфовал ))
Кстати, Клэггартах-злодеях: я ж посмотрела тот старый ч/б фильм с Пирсом и прочими. И точно скажу: не советую. Поют-то они поют, но, во-первых, они все немолодые и плотные (А Клэггарт так и вовсе....мда), во-вторых, чувствуется, что не умели тогда и там снимать фильм-оперы. Опять же выглядят все как ряженые, корабль картонный, ракурсы съемки слишком крупные, а смотреть в глотку поющему оперному - это занятие для репетитора или отоларинголога. И Клэггарт там такой хрестоматийный злодей, типа как злодеи из старых фильмов. А Билли такой же весь положительный герой, почти Робин Гуд. Не знаю, может, в свое время это было норм, а сейчас не смотрится.

URL
2017-03-06 в 11:52 

gr_gorinich
бай ху, а, ну тогда я бы все равно не успела. Но все равно рада, что увиделись )
Если в следующем году будет еще блок "Билли Бадда", вы приедете?

URL
2017-03-06 в 12:32 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, нуууууу... ладно, моим ушам доверять нельзя, но красивого чистого звучания лично мне в той концертной записи категорически недодали. И хоров недодали. И вообще по всем фронтам недодали. Все не то и даже Сакс не тот.
Нашла в инстаграме радостный отзыв еще одного зрителя. На вот, почитай: www.instagram.com/p/BRK1gsdl7hO/?tagged=billybu...

А фильм с Пирсом и компанией я и раньше не собиралась смотреть, а теперь, наверно, точно не буду. Не быть мне полноценным биллибаддоведом.)) Хотя картонный корабль и все такое прочее - это даже мило, это такая доведенная до предела и абсурда условность. Но вот однозначность образов - это уже не так мило, а скорее скучновато. В общем, не, не хочу.))

2017-03-06 в 12:51 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, а где лежит этот концерт? Давай, я тоже его заслушаю, любопытства ради. Если не додали и звучания, тогда жалко, конечно. Но насчет хоров хочу сказать, что мне редко где кажется теперь, что дотягивают до БТшных. Наши исключительные! И детишки тоже - в иных записях гардемаринчиков, считай, еле слышно.Все не то и даже Сакс не тот. "Сакс не торт" )) Да ладно, зато вон он как последние спектакли отпел! Уж как минимум 26-го просто улетно.
Хороший отзыв, и беседа в комментах хорошая. Вижу единомышленников, с которыми будем топтаться в одной очереди в театральный гардероб на следующем блоке "ББ" (да будет он! ) )
А слово "биллибаддовед" здорово звучит!

URL
2017-03-06 в 12:56 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, я качала концерт на рутрекере: rutracker.org/forum/viewtopic.php?t=4428637 И пусть мне там все скорее не зашло, чем зашло, но вот обложка диска - это аххххххх!:crazylove:
А Сакс-то конечно сейчас тот и торт с взбитыми сливками.)) И не только в этом блоке, но и в предыдущем он пел замечательно. Но 26го февраля, согласна, это было просто что-то сногсшибательное.
Вообще я так сильно надеюсь, что "Билли" выдвинут на следующую "Золотую маску", и тогда еще хоть на один блок можно рассчитывать.

2017-03-06 в 13:12 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, ага, спасибо. Обложка да - Красавчик, да и только. Фото с акцентом на губы ))
А могут выдвинуть? Я почему-то думала, на Маску выдвигают в том году когда поставили (или перепоставили, но на отечественной сцене).

URL
2017-03-06 в 13:19 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, да уж, такой Красавчик, что у какого-нибудь каптенармуса слов нет, одни эмоции.))
Мне нравится еще одна околобиллибадовская фоточка, я ее в свое время в фейсбуке утащила у человека, имевшего отношение к мадридской версии "Билли" и выложившего эту фотографию после премьеры: типа матросы отпели свое, теперь отдыхают. Каптенармус на таком корабле чувствовал бы себя исключительно хорошо:



А что касается "Маски" - ну, поскольку "Билли" у нас был поставлен в ноябре прошлого года, то он может быть выдвинут в рамках следующей "Маски" (ибо "Конкурсным циклом Премии для конкурсов, указанных в настоящем Положении, считается период с 1 августа по 31 июля следующего календарного года. Работы, публично представленные позднее конкурсного периода Премии, могут рассматриваться в качестве претендентов на Премию по итогам следующего цикла").

2017-03-06 в 13:25 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, Каптенармус на таком корабле чувствовал бы себя исключительно хорошо: Ох да. Уж он бы согнал стеком этих лентяев с гамаков, уж они бы у него покурили на борту! Уж, он бы им как внушил уважение к дисциплине, стеку и себе лично :bdsm:
Ага, значит, могут! Пусть выдвигаются, а то я уже настроилась, что следующих блок будет, и никаких "нет" не принимаю )

URL
2017-03-06 в 13:30 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, вот ведь какой нервный этот каптенармус! А нет бы самому лечь в гамак, покурить и успокоиться. Нет, его все тянет на БДСМ, на порку стеком и вообще на всякие интересные извращения. Вот же ж тип.))

Не, ну я не знаю, как там будет, выдвинут ли их на "Маску", нет ли, хотя вообще должны, потому что я так судя по отзывам критиков понимаю, что "Билли" считают действительно огромным театральным событием в Москве. И правильно делают.))

2017-03-06 в 13:42 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, у него была нелегкая жизнь. Он уже привык стращать и не спущать, вот и хватается, чуть что, за стек. А гамаки все заняты, даже лечь некуда. Разве что подвинуть кого-нибудь? )
Одна надежда на критиков и понимающих людей. А то уныние наводят на меня эти оперолюбители без диплома с форума.

URL
2017-03-06 в 13:48 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, да-да, подвинуть какого-нибудь Новичка и рядом улечься, потому что молод еще Новичок в одиночку целый гамак занимать. И вообще - ишь, разлегся тут, лентяй. Пусть лучше принесет каптенармусу пива холодного и массаж сделает.)))

Да не расстраивайся ты из-за этих дураков.)) Слава богу, у них еще меньше возможностей повлиять на судьбу "Билли" в БТ, чем у критиков.

2017-03-06 в 14:06 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, "кто идет за Клинским? Самый умный!" - и Новичка послали за пивом в трюм. А его друга заставили снимать с каптенармуса сапоги. В общем, жизнь начинала налаживаться... )

Это точно! И слава богу, что их вообще никто не спрашивает )

URL
2017-03-06 в 14:07 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, черт, так и вижу этого вальяжно развалившегося в гамаке каптенармуса, который в кои-то веки доволен жизнью и обстановкой на вверенном ему корабле. А вокруг красивые юнцы суетятся и всячески его ублажают. Ну чем не рай?))

2017-03-06 в 14:14 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, как есть рай! Если бы каптенармус верил в загробную жизнь, так он себе бы это и представлял, наверное )

URL
2017-03-06 в 14:16 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, лучше бы он этот рай организовал себе при жизни. Все были бы целее - и он сам в первую очередь.)))

2017-03-07 в 09:34 

бай ху
Советов не просить! Чувство юмора у меня сильнее чувства жалости...
gr_gorinich,
Если в следующем году будет еще блок "Билли Бадда", вы приедете?
Не знаю. Специально ради ББ я не поеду точно. Спектакль хороший, но я не фанат самого произведения.

2017-03-10 в 13:08 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, слушай, может, тебе интересно будет: нашла еще одну пиратскую аудиозапись нашего "Билли" - cloud.mail.ru/public/AG6v/WVi41QxQ5 Это спектакль от 29 ноября прошлого года.))

2017-03-11 в 18:14 

gr_gorinich
бай ху, ну тогда, может, на на "Билли Бадде", а еще где-нибудь ) Я, кажется, начинаю подсаживаться на оперно-балетный туризм.

URL
2017-03-11 в 18:15 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, еще как интересно, спасибо! Пойду сейчас ее качать )

URL
2017-03-11 в 18:58 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, качай-качай, там вправду, как мне кажется, качество записи лучше, чем в записи от 1 декабря.))

2017-03-11 в 19:09 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, уже! ) Закрома родины пополнились еще одной записью. Видашку бы еще от 26.02 - не было бы счастью конца! )

URL
2017-03-11 в 19:11 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ну, ты знаешь, что я на это скажу и даже спою.)) Не сыпь мне сахар в пиво! Я бы тоже за такую видашку много чего отдала.)

2017-09-11 в 16:50 

Lana90
Божечки! наконец вижу дискуссию про эту постановку! Я кстати видела как раз с Богданом Волковым. Он играл Новичка с конкретным таким стокгольмским синдромом. Пристокгольмился к Клэггарту и никак не ждал, что такой хороший каптенармус от него потребует подставлять просто хорошего Бадда. Вообще у меня сложилось впечатление, что в той версии Клэггарт за неимением Билли с горя утешался Новичком.

2017-09-11 в 17:14 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
Lana90, Вообще у меня сложилось впечатление, что в той версии Клэггарт за неимением Билли с горя утешался Новичком.

А в берлинской версии олденовской постановки Клэггарт даже насиловал Новичка. Правда, я так и не выяснила, как конкретно выглядела эта сцена, но она была, Гидон Сакс о ней в интервью рассказывал (и фотография тоже есть).
Впрочем, и в БТшной версии между Клэггартом и Новичком тоже искрило что-то эротически-садомазохистское, как мне показалось. Причем это было и у Новичка Волкова, и у Новичка Гийсбертсена. Так что да, согласна, легко поверить, что Клэггарт там, утешая Новичка по-отцовски за кадром, попользовался им, чтобы слегка утолить голод. Беда в том, что это не помогло, Билли он все равно хотел гораздо сильнее.))

2017-09-11 в 17:27 

Lana90
М-ль Люсиль, ну а в БТ похоже по обоюдному согласию. Хоть когда-то на "Неустрашимом" Новичку было хорошо! Тем грустнее, что не помогло(( Могли быть отношеньки

2017-09-11 в 17:34 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
Lana90, отношеньки могли бы быть, не появись на "Неустрашимом" один такой Билли Бадд.:crznope:

2017-09-11 в 17:54 

Lana90
М-ль Люсиль, так может Новичок коварно извел соперника, а Клэггарт вообще не то имел ввиду?)

2017-09-11 в 18:19 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
Lana90, тогда возникает резонный вопрос: а что же Клэггарт имел в виду?))

2017-09-11 в 18:44 

gr_gorinich
Lana90, про БТшного Билли Бадда еще были посты у разных зрителей прошлой зимой, по свежим следам. Но вообще прямо жаль, что мало, мало кто знает про эту постановку - а она замечательная. Даже если сравнивать с лучшими мировыми постановками, которые записны на видео-аудио, и то она не теряется на их фоне.

Мне нравится конспирологическая версия про коварного Новичка - это что-то свеженькое! ))

URL
2017-09-11 в 18:46 

gr_gorinich
Ох, только тут заметила, что и в этом посте фото пропали ( Завтра постараюсь все восстановить.

URL
2017-09-11 в 18:59 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, насчет пропавших фотографий: это, кажется, сервис дурит: взял да и запретил отображение залитых на него картинок на дайри.

2017-09-11 в 19:10 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, ну и сам себе злобный идиот: переложу картинки на другой хостинг, и все. Жаль, что пока я с планшета, отсюда неудобно.

URL
2017-09-11 в 19:34 

Lana90
М-ль Люсиль, может почти то же, но чтоб Новичок Билли намекнул, если договориться с каптенармусом, дело дальше не пойдет.

gr_gorinich, Ну а что мы знаем про Новичка, кроме того, что он домашний мальчик? Может он вообще беглый каторжник и все это время притворялся, гад?

2017-09-12 в 07:52 

gr_gorinich
Lana90, «Новичок Билли намекнул, если договориться с каптенармусом, дело дальше не пойдет.»
А простодушный Билли только спросил, какое дело, куда не пойдет и о чем ему надо договариваться с каптенармусом. Новичок сделал фэйспалм двумя руками, потому что как ему обьяснишь? ))

Непохож он на бывшего уголовника, но ведь и мамины сынки бывают знатными манипуляторами. Испугался Новичок, что каптенармус на него глаз положил, и ненавязчиво начал подсовывать ему Билли, чтоб сберечь собственный зад. Ну, и получилось идеально: избавился от каптенармуса чужими руками, никто и не догадался.

URL
2017-09-12 в 08:29 

Lana90
gr_gorinich, хехе! Билли такой!
И это Вариант! А может наоборот: его личный, персональный каптенармус положил глаз на какого-то Билли! Взял да и избавился от обоих! Может, он вообще страшный тип! Из тех отличников, что тихие мирные, а потом в школу с огнестрелом приходят? Может кого линейкой зарезал, за то, что кто-то лучше него тест написал? Семья, конечно, замяла... А потом поровший его на корабле корабельный капрал (или кто там порет?) подскользнулся на мокрой лестнице... И вроде бы по чистому совпадению и на тихого отличника никто не подумал... Извините, что-то тема с Новичком-злодеем меня заносит

2017-09-12 в 13:45 

gr_gorinich
Lana90, а что, зато весело сочинять разные развесистые АУшки ) Ревнивый Новичок, бормочущий про себя "Так не доставайся же ты никому!" - это лихо :-D Причем можно повернуть и так, что ревнует он каптенармуса, а можно наоборот: сам запал на Билли, о чем, разумеется, никто и не подозревал. Вот в венской версии сцена Новичка и Билли так сыграна, что пейринг выглядит вполне реальным (правда, там и Билли, и Новичок меня не зажигают, но это ж дело вкуса).

URL
2017-09-12 в 17:59 

Lana90
gr_gorinich, это где новичок пухляша, а бадд буратинка?) Или которая? Кстати как по мне закормленный дома новичок может быть пухленьким. Вы в другом посте пишете "мог бы всю команду раскидать", так тут скорее решительность нужна, да и раскидав еще надо убежать. Но я постановку пока не видела, поэтому не шиппирю. А то чет все хотят Билли. Чё, на весь корабль у всех один вкус? В книге, помню, меня передернуло, когда его поцеловал священник, хотя там наверно аллюзии и вообще не то имелось ввиду.

2017-09-12 в 18:34 

gr_gorinich
Lana90, а разве в книге его священник целовал? Вот надо же, этого не помню, помню только, что он ходил к Билли с проповедью перед казнью, и проникся тем, какой Билли спокойный и светлый. Но так-то поцелуй в ту эпоху был не обязательно сексуально окрашен.
А венская постановка - это та, где Билли пел Бо Сковус, здоровенный парень с отличной фигурой и рожей дебила. Новичок при нем был невысокий, чернявый и в целом на вид не очер выразительный, но пел хорошо.

URL
2017-09-12 в 23:29 

Lana90
gr_gorinich, сексуально или нет, парню наверняка не до того было. Если библейская аллюзия, как по мне, еще бОльшая пошлость. Венскую постановку посмотрела сейчас. Признаю, шипперятся хорошо! Хотя Билли .. как бы это сказать? Ну в общем понятно, почему он хорошо думает о людях. Мальчик совсем скорбный.
Кстати, вот этот видосик видели? m.vk.com/video15294337_456239195?list=46c39d37c...

2017-09-13 в 07:50 

gr_gorinich
Lana90, он, наверно, закрытый? Мне выдает ошибку доступа (

URL
2017-09-13 в 11:39 

Lana90
А теперь? youtu.be/A1lVBfqQyjs

2017-09-14 в 00:44 

Lana90
И раз пошла такая пьянка, съедим вот этот последний огурец: youtu.be/gldpNeXp6MA

2017-09-14 в 05:36 

gr_gorinich
Lana90, наконец-то добалась я до видео ) Первый огурец вполне почтенный: фильм 1966 года, прижизненная бриттеновская запись с Виром - Пирсом, партнером Бриттена, на чей голос эта партия и сочинялась. И он классный, и другие там поют хорошо - но смотреть на них не могу. Вир бы еще ладно, но Билли, Клэггарт...да и Новичок тоже - уй, кошмаррь. Такое ощущение, что молодых тогда на оперную сцену вообще не пускали (

А второй огурец - эт из разряда ужасов, я его хотела всунуть в пост со всякими ужасами из разных постановок Билли Бадда, да все никак не соберусь. Вот зачем, зачем у них Билли похож на мистера Бина? )

URL
2017-09-14 в 20:07 

Lana90
gr_gorinich, молодые тогда наверно сплошь рокнролл слушали)) Хотя как по мне Новичок и Клэггарт норм. А вот Билли вроде и старается, а вроде сразу вспоминаешь "Подчиненный перед лицом начальствующим должен иметь вид лихой и придурковатый, дабы разумением своим не смущать начальство." И тому, кто ему парик сляпал, чтоб вечно в аду такой парик носить, желательно ещё клеем "момент" приклеить. И лично мне приглянулось, как он побитого юнгу обнял. Подумалось, примерно до того как Клэггарт, аки доктор зло не ударил мелкого, у него были шансы. А потом Билли решил, что раз он такой, то фигушки, авось раз каптенармус засматривается пакостить не будет. Ну а вышло как в песне: " Скажите, девки, ну разве ж можно, любить и гадить одновременно?!"

А во второй постановке я Билли понимаю: он как увидел их форму в стиле "радость гитлера", так глаза из орбит и повылазили! А у кого б нет? Кстати, декорации мне понравились. И каптенармус весьма привлекательный)

2017-09-15 в 08:24 

gr_gorinich
Lana90, а мне там каптенармус не нравится и внешне - напоминает какого-то Билли Бонса из старого фильма про пиратов, - и как играет. У него как-то не видно влечения (да к такому Билли и ппаада что-то не тянет ) ), а только злость одна. "Я чорный пластилин" )

Они там под подводную лодку антураж сделали. Даже не знаю, заходит это мне или нет...наверно, не очень. До символа не дотягивает, а текстуально странно выглядит: где в подводной лодке фор-марс? )) Клэггарт там на внешность самый приличный.

URL
2017-09-15 в 12:36 

Lana90
gr_gorinich, ну внешка как по мне у него может быть стремной... А вот как теперь выгнать из башки Бонса, намылевшегося в каптенармусы под чужим именем, это большой вопрос!)) Кстати, кто мне вот ваще понравился в той постановке (не считая, само собой, капитана) это Джозеф Хиггинс или как там еще по-нормальному зовут Рыжую Бороду. Видно человек заценил с молодежью моря бороздить). Наверно, дома жена много пилила и дети-подростки не уважали))

А вот представьте насколько хреново быть форсмарсовым на подлодке! Или это он у перископа стоял?)

2017-09-15 в 13:57 

gr_gorinich
Lana90, а мне нравятся каптенармусы стильные ) Не обязательно прям красавцы, но такие...интересной наружности. Субьективно это, конечно )
А вот как теперь выгнать из башки Бонса, намылевшегося в каптенармусы под чужим именем, это большой вопрос! Это что! Однажды мне представился Билли Бонс как Билли Бадд, который выжил, вот это был шок )))
А Джозеф Хиггинс и правда стал матросом хоть куда - ну, потом будет что соседям и жене рассказать...если вернется.

Это он на перископе сидел )) Учитывая его реплику в сцене боя с французом: "Я спускаюсь к вам"

URL
2017-09-15 в 16:18 

Lana90
Однажды мне представился Билли Бонс как Билли Бадд, который выжил, вот это был шок )))
Однако повешенье здорово сказалось на мировосприятии(

А Джозеф Хиггинс и правда стал матросом хоть куда - ну, потом будет что соседям и жене рассказать...если вернется.
Этот вернется! Зуб даю! А его сын Генри заметит у отца подхваченный на корабле новый акцент и займется фонетикой...

Это он на перископе сидел )) Учитывая его реплику в сцене боя с французом: "Я спускаюсь к вам"
Вот и выяснили! A "форсмарс" это типо местное сленговое название)

2017-09-15 в 19:03 

gr_gorinich
Lana90, жизнь жестока ))

Точно! Ох, как недоволен был папа, когда сын уперся и пожелал после школы идти в университет! "Мясником ты всегда денег заработаешь а кто тебе будет за буковки платить? Эх...недотепа!" Но, как всегда, спор Рыжая Борода проиграл ) Зато становится ясно, почему у профессора Хиггинса такие отвратительные манеры.

URL
2017-09-15 в 21:23 

Lana90
Вот да! Но поскольку произношение было идеально, в высшее общество семья вошла и вот тут-то папа и пересмотрел свое отношение!

2017-09-16 в 07:42 

gr_gorinich
Lana90, а потом они познакомились с мистером Дулиттлом - и нашли друг друга! ))

URL
2017-09-16 в 11:30 

Lana90
Да! Точно! Борода потом приветствовал Вира на всяких приемах))

2017-09-16 в 11:51 

gr_gorinich
Lana90, отчего капитан и сделался отшельником-меланхоликом, и приемы посещать перестал )

URL
2017-09-16 в 12:23 

Lana90
gr_gorinich, старый брюзга! Нет чтоб порадоваться за бывшего матроса!

2017-09-16 в 15:14 

gr_gorinich
Lana90, шо ви с него хотите - интеллигент! ))

URL
2017-09-16 в 15:34 

Lana90
gr_gorinich, как вешать это он не интеляхент! А как за матросов своих радоваться, так сразу и интеляхент он? Так получается?!

2017-09-16 в 15:39 

gr_gorinich
Lana90, он няша и нечаянно! )
goo.gl/images/MpXeQa
Хотя вообще-то это описание лучше подходит для Билли.

URL
2017-09-16 в 16:21 

Lana90
Не поспоришь :-(

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Избушка на ножках

главная