Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
23:03 

Весь вечер на манеже - Джон Крэнко

gr_gorinich
...с балетом "Онегин". Нет, он реально смешной, правда.

Началось с того, что в октябре я обрела долгожданный DVD с ноймайеровской "Татьяной". Посмотрела, прониклась, хотела про балет написать, да сперва надо было его компактно перевести в avi и выложить в сеть, а было некогда. Ну и, в пандан захотелось увидеть другой балет по тому же роману, не к ночи помянутого (и посмотренного) "Онегина" Крэнко в исполнении Канадского национального театра (1984 поправочка! 1986 г). Канадцев тех лет люблю, труппа тогда была в расцвете, Онегина танцевал Фрэнк Аугустин, Ленского - очаровашка Джереми Рэнсом, Татьяну - Сабина Аллеман, Ольгу - Синтия Лукас, корда вышколена Эриком Бруном, чего еще желать? Про клюкву в балете я была наслышана заранее и настроилась "пропускать мимо глаз".

В первом акте все было очень мило: мелко нарезанный Чайковский все же радовал ухо, на гадание с зеркальцем в разгар летнего дня или танцы Ольги и ее подружек с деревенскими парнями, которые норовили сорваться в нечто, напоминавшее сиртаки, можно было не обращать внимания, а солисты радовали чистым и бодрым исполнением. Да и хореография там... вот именно миленькая: приятная, довольно музыкальная, ничего особо выразительного, но смотреть можно. Посмешил, но умеренно, разве что выход Онегина в сцене сна Татьяны - этот приемчик потом сплагиатил Эндрю Ллойд Уэббер (а вернее, постановщик Макинтош) в "Призраке оперы". Ох уж эти зеркала! ))

vlc-record-2016-12-02-01h35m46s-VTS 01 1.VOB- from Wanderer707 on Vimeo.


В общем, я было обрадовалась: а неплохой балет! Немножко, конечно, цепляли плоские, как доски, главгерои: Онегин - надутый сноб и Татьяна - среднестатистическая робкая влюбленная барышня. Но у них все впереди, уговаривала я себя.
И да, у них все было впереди, ё-моё! Верьте, граждане, второй акт убивает наповал, надежней, чем Онегин Ленского! На балу надутый Онегин раскладывает пасьянсы, пока гости танцуют. а влюбленная Татьяна нарезает вокруг него круги, надеясь услышать что-нибудь в ответ на свое письмо. Ну чо, ответ она получает. Мизансцена: оставшись наедине, Онегин протягивает Татьяне ее письмо. Татьяна пятится и жестами решительно отказывается его взять. Онегин надувает щеки, рвет письмо и всовывает Татьяне в руки, после чего... возвращается к раскладыванию пасьянса. (Пушкин из могилы требует пистолет и секундантов - стреляться с Крэнко!) Потом, неизвестно, с какого бодуна, Онегин вдруг начинает отнимать Ольгу у Ленского и тащит ее танцевать (Ольга не возражает). Естественно, Ленский пытается отбить невесту. Кругом танцуют гости, им на все эти мелодрамы пох. В какой-то момент гости рассаживаются по стенкам, Ленский, отодрав Ольгу от Онегина, тоже уходит с ней в глубину сцены, и тут на середину вылетает Татьяна с сольным танцем, отдаленно-отдаленно напоминающим пляски безумной Жизели. У девушки горе, ей шпаргалку порвали. Значит, эта психованная танцует по кругу, каждый раз подлетая все ближе к надутому Онегину, который опять уселся за свой пасьянс (нет, не сошлась у него косыночка в тот вечер!). Онегин делает вид, что ничего не замечает. Наконец Татьяна уже только что не натыкается на карточный столик, Онегин в гневе вскакивает и бьет по столу кулаком. Татьяна в ужасе сваливает в уголок (выращивать грибы, как Тамаки). Это э... это что было?.. (Пушкин из могилы требует уже не пистолет, а пушку). В завершение банкета Онегин, совсем ошалев от окружающего идиотизма, снова вцепляется в Ольгу, не менее ошалевший Ленский лупит его по мордасам и вызывает на дуэль, на Ленского внезапнэ накидываются сестры Ларины (Ольга спереди, Татьяна - коварная! - со спины), Ленский кое-как отбившись от баб, пробивается к Онегину, а тот поднимает брошенную перчатку, кланяется и уходит. (Пушкин из могилы требует ядерный чемоданчик. Зритель подбирает челюсть и просит валерьяночки).
Сцена дуэли добивает всех, кто еще не. После довольно однообразного монолога Ленского (Джереми, ты сам по себе очень красивый и прыгучий мальчик, ты не виноват) на место дуэли прибывают... Онегин? Нет! Секунданты? Нет! Секундантов вообще не будет, да пропади пропадом этот ваш дуэльный кодекс! Прибывают сестры Ларины - уже в черных траурных платках, чтоб потом не переодеваться. И, как мне кажется, уговаривают Ленского одуматься и отменить дуэль. Почему "как мне кажется"? А потому что поставлен танец так, и костюмы такие, и музыка, что представляется совсем другое: на одинокого студента напали ночью на кладбище две начинающие упырихи. Студент, естественно, отбивается и кричит караул. Смотрите, так это было:

vlc-record-2016-12-02-00h52m03s-VTS 01 2.VOB- from Wanderer707 on Vimeo.


Спасибо, Онегин пришел, спас. Хотя... нет, вы посмотрите, как выглядит в этом балете попытка примирения противников:

vlc-record-2016-12-02-00h54m08s-VTS 01 2.VOB- from Wanderer707 on Vimeo.


Ой-вэй, какие страсти, какое топанье ногой! В общем, потом противники уходят на задний план, за декоративную стеночку, Ленского убивают, Ларины рыдают, Онегин идет мимо этаким Байроном и хомяком (надув щеки). И тут Татьяна как встанет! Как поглядит на погубителя страшно! Мол, отписываюсь от тебя в дайри, и на форуме забаню. И вот это Онегина про-ня-ло! Он сперва открыл рот, потом, не закрывая рта, прикрыл лицо руками, согнулся - и так, согнувшись, боком-боком скрылся за кулисами. (Пушкин в могиле хохочет и пьет шампанское. Он уже понял, что его роман тут ни при чем. Совпадения имен и фамилий случайны). А я хочу добавить, что танцует Фрэнк прекрасно, но играть если и умеет, то старательно это в данном случае скрывает.

После второго акта третий уже ничем не поразит зрителя, хотя отдельные крупицы веселья найдутся и там. Бал. Кордебалет танцует, а потом расступается, давая дорогу князю Гремину, который приводит и представляет гостям... думаете, жену? Нет! Онегина. Жена потом сама подъедет, как та лягушонка в коробчонке. Онегин теперь в усах и от этого похож уже не на хомяка, а на молодого Никиту Михалкова (чур меня, чур!). Онегин уныло таскает ноги в окружении выводка дам, а Гремин, наконец, воссоединяется с супругой и танцует нечто, что больше всего похоже на любовный дуэт. Не, это не приличные супруги на аристократическом балу, это прям Ромео и Джульетта на балконе. И вот к чему бы? Потом Татьяна видит Онегина, холодно кивает и уплывает с мужем - фух, почти все, последняя сцена с объяснением не смешная. Она просто унылая и запоротая. И все дело в ней (да во всем балете) даже не в том, что Крэнко превратил персонажей в героев дешевой мелодрамы. А в том дело, что за драматические повороты и переживания у него отвечают чисто мимические сцены, в а танце слишком мало нюансов: прыжки-поддержки-повороты чаще всего довольно безлики. Иногда прорывается выразительный элемент, но Крэнко (как Григорович, хотя тот гораздо хуже) слишком любит повторять элементы, весь танец в целом не развивается, и интересные находки, будучи повторены без вариаций раза два-три, перестают впечатлять. В общем, после "Татьяны", которая тоже может непривычного зрителя и удивить, и даже отвратить (но не меня! ) ), "Онегина" смотреть нельзя. В "Татьяне", как бы к ней ни относиться, сам танец безумно выразительно богат, он отражает каждый раз - именно того персонажа, который его исполняет, и именно в тех чувствах, которые переживает персонаж. После него "Онегин" выглядит сладенькой, бессмысленной карамелькой.
Хотя - хотя! - во-первых, надо помнить, что Крэнко ставил его в 1965 году, и было это совсем в другую балетную эпоху. А во-вторых, отдельно взятый, "Онегин" не ужасен, если смотреть его вне литературного и исторического контекста - это непритязательная балетная мелодрама, но смотрибельная. А если ты в контексте - тогда уморительная )

@темы: балетное

URL
Комментарии
2016-12-01 в 23:32 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
gr_gorinich, о небо! Я в шоке:facepalm: Я-то всё время думал, что страшнее всего - это утрунихтенная постановка оперы - того же "Евгения Онегина", в которой действие перенесено в 30-е годы прошлого века, а Ленский и Онегин там - расхаживают в тулупах и валенках, а стреляются - о ужас!:horror:- на винтовках. Оказывается, этот балет страшнее того зверя в разы:lol::lol::lol: Эру, спой меня обратно!

2016-12-01 в 23:59 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, о как ты Крэнко приложила, мне аж его стало жалко и захотелось защитить.) На самом деле, ну не настолько там все плохо, по-моему. Ну да, есть странности, да, барышни с крестьянскими мальчиками зря вместе танцуют, Ленский зря бьет Онегина по физиономии, да и вообще - многовато клюквы на этом болоте, что и говорить.) Но то ли я снисходительнее была, когда смотрела, то ли что, а не произвел на меня "Онегин" такого ужасного впечатления. Цельный такой балет, и в хореографическом, и в драматическом плане - всяко поживее Григоровича, танцуют канадцы хорошо (меня, помню, в свое время очень порадовали важные пляски характерных старичков на именинах у Татьяны), чуфффствов в меру, Джереми Рэнсом - няшечка и душечка.)))
Кстати, поправлю, запись "Онегина" была сделана в 1986 году, а не в 1984.
А может, все дело просто в том, что действительно - нельзя, нельзя смотреть "Онегина" после ноймайеровской "Татьяны". Не выдерживает балет Крэнко такой конкуренции.))

2016-12-02 в 09:16 

gr_gorinich
Siegfried Kiercheis, нет, тут дело не в антураже, если говорить о костюмах и оформлении сцены, у Крэнко он достаточно близко подходит эпохе. Боюсь, "Татьяна" тогда вас испугала бы еще больше: там лысый Онегин в свитере и Ленский в джинсах. Меня-то смутила не историческая недостоверность, а плоские характеры.(Было время, я тоже сильно сквикалась от антуражных переделок, но потом попалось несколько очень сильных постановок, где за счет слома привычного антуража сама история получалась только более яркой. Ну, я и передумала ) )

URL
2016-12-02 в 09:27 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, так я ж не говорю, что все плохо-плохо. Он милый, но... Но вот не надо его было так скоро после "Татьяны" смотреть - точно. И еще о годе создания важно помнить: он же ставил этот балет, по сути, по лекалам сюжетной классики, тогда не так много было других вариантов. А сюжетная классика в основном - сказки, легенды или рр-романтические истории типа "Эсмеральды". И что там для характеристики персонажей и событий вполне достаточно, то уже не работает, когда надо поставить психологически сложное и тонкое произведение. Крэнко не виноват, что не нашел тогда нужного языка танца - потому что этот язык искала потом еще чертова уйма хореографов, вдохновляясь об успехи и ошибки друг друга. И, кто искал, тот нашел, так что теперь у нас вот и "Татьяна" есть. А не было бы Крэнко, может, и "Татьяны" бы не было - еще вопрос, вспомнил бы Ноймайер именно этот роман (хотя мог и вспомнить, он любит русскую класику и не классику).
Скорее, меня удивляет, что у нас в БТ "Онегина" продолжают ставить и с таким успехом. Хотя вру. Ни капли не удивляет, хотя и должно бы )

URL
2016-12-02 в 12:27 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, между прочим, ты права - не будь "Онегина" Крэнко, могло бы не быть и "Татьяны" Ноймайера, хотя он сам говорил, что ставил "Татьяну" не как противопоставление балету Крэнко, не полемизируя с Крэнко, а создавая совершенно другую, собственную версию. Но все равно - кто знает, обратился бы Ноймайер к Пушкину, если б не было сначала балета Крэнко.
И если смотреть "Онегина" просто как "балет" - он, право, совсем недурен, танцевален и мил.)) Мне, кстати, и монолог Ленского нравится - ну, по крайней мере, в исполнении Джереми Рэнсома, не знаю, что бы я сказала, если б его танцевал не Джереми.) И еще... ну, думаю, "Онегин", как и многие вот такие хореографически и драматически не самые выдающиеся балеты, очень зависит от исполнителей. И хоть я канадцев очень люблю, но охотно верю, что с другим составом исполнителей и этот балет может смотреться совсем по-другому. Тот же Аугустин в роли Онегина - ну, ты права, с драматической точки зрения он эту роль почти не делает, я помню, он мне показался очень бледным, когда я смотрела этот балет. Ну и Сабина Алеманн по контрасту с ним произвела лучшее впечатление, но я охотно верю, что это не лучшая Татьяна в "Онегине".)
А почему тебя могло бы удивить, что в БТ ставят "Онегина"?)) Народу в основном нравится: сюжет известный, музыка Чайковского, костюмы, опять же, красивые, танцуют все, хорошо же.)) Тут еще вопрос состоит в том, идешь ли ты смотреть балет, чтобы развлечься или попереживать, или идешь еще и подумать. "Онегин" - это балет-лайт, он прекрасно подходит для того, чтобы, не заморачиваясь, слушать хорошую музыку, смотреть, как вышколенная труппа БТ танцует, ну и получать удовольствие. А "Татьяна" - это уже серьезнее, там не получается смотреть, не заморачиваясь, по крайней мере, у меня не получалось, там сам балет все время держит тебя в напряжении, тебе не до умственного расслабона. И это хорошо. Но и расслабляться - это тоже хорошо и это тоже нужно.))

2016-12-02 в 14:55 

Siegfried Kiercheis
"Где-то на краю моих скитаний, где-то в глубине моей души, на перроне встреч и расставаний растерялись все мои мечты"(с)\ "Что мне стихи - коль не о тебе, что мне печаль - коль не о тебе, что мне секунда - коль вечен шаг?"(с)\
gr_gorinich, Боюсь, "Татьяна" тогда вас испугала бы еще больше: там лысый Онегин в свитере и Ленский в джинсах. Фууу!:horror::facepalm:
Меня-то смутила не историческая недостоверность, а плоские характеры. Это тоже огорчает, не спорю.

2016-12-04 в 13:31 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, подумавши, соглашусь: как балет-лайт Онегин вполне годный. Просто ну... ну вот к Татьяне столько цеплялись за, якобы, клюкву и извращение нашего всего, а Онегин в этом смысле точно такой же. С одним отличием: у Ноймайера вневременность костюмов - продуманный прием, и смысл его очевиден: сразу вывести балет из местечково-бытовых измерений.
А Фрэнку куда лучше быть Альбрехтом, чем Онегиным )

URL
2016-12-04 в 14:03 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ну, а я вот когда-то говорила, помнится, что "Татьяна" - несмотря на некоторую непривычность "упаковки" - гораздо ближе и вернее пушкинскому роману, чем "Онегин".)) Так что те, кто вопят, что "Татьяна" - это извращение нашеговсего и издевательство над "Евгением Онегиным" - они просто роман либо вовсе не читали, либо со школы не перечитывали. А орать горазды, орать-то легко.
И мне кажется, "Онегин" Крэнко - он в чем-то близок опере Чайковского, не в том смысле, что и там, и там - музыка Чайковского, а в том смысле, что и опера - она все-таки, на мой взгляд, упрощает "Онегина", делает его примитивнее и доступнее для потребления. А "Татьяна" - нет, в ней никакого упрощения нет, в ней и смыслы, и аллюзии, и скрытые-открытые отсылки к роману, и музыка такая, что под нее не расслабишься и не подремлешь с наслаждением. И это здорово.))
А Фрэнк - да, Альбрехтом он был лучше (хотя его и затмевал офигительный Илларион-Сурмеян).)) Но даже и Альбрехтом он все-таки именно с драматической точки зрения не блистал, чего уж там.

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Избушка на ножках

главная