17:25 

gr_gorinich
В Гамбурге мы смотрели «Нижинского» - балет, узнав о котором в пору бурного увлечения Дягилевым, я стонала и ныла в ноосферу: «Ну дай, ну покажи, ыыыы!». Ноосфера всегда выполняет просьбы идиотов. Правда, она не была достаточно добра, чтобы выдать видеозапись балета – а как хорошо было бы сейчас иллюстрировать рассказ о нем отрывками, гифками и стопкадрами! Ничего-ничего, еще годик-другой нытья, она сломается, и в Гамбурге запишут ДВД с «Нижинским» )) А может, и не запишут. Говорят, Ноймайер дает добро на ДВД только тех балетов, которые считает идеально построенными.
А «Нижинский» не идеален, согласна. Но все-таки очень хорош, особенно в исполнении «родной» гамбургской труппы, которая точно понимает, что делает. (Хотя потыкалась я на ютубе в крохотные кусочки из постановки НБК в Торонто - а вроде ничего так, тоже хорошо ставили этот балет в 2014 году).
М-ль Люсиль, подарившая мне билет на балет, вот тут: m-lle-lucille.diary.ru/p210562151.htm и тут: m-lle-lucille.diary.ru/p210580894.htm уже немного писала о двух спектаклях, которые мы с ней видели. Повторяться не хочу, просто отсылаю желающих к ее впечатлениям, и попробую поболтать не столько о главных ролях и исполнителях, сколько о сцене, о массовках, о балете вообще.
Этому «вообще» сильно способствовало то, что 28 сентября у меня был (этот сама купила!) более дешевый билет на третий ярус балкона, прямо по центру. К сожалению, с этой дистанции не так хорошо видна мимика и мелкие жесты артистов, зато просто фантастически удачно охватывается взглядом сцена, а в балетах Ноймайера это важно: видеть всё (и уж потом, при пересмотрах, выбирать из этого «всего» то, что хочется рассмотреть повнимательней).
Вот он, зал гамбургской оперы, вот он, мой ряд, и вот она, сцена:
фотки, удлиняющие френдленту )
Да, занавес открыт. И начинается балет совершенно неожиданно: не гаснет в зале свет, молчит оркестр, не несется из микрофонов никаких предупреждений: «Выключите ваши мобильные телефоны в нашем дорогом театре!» Просто на сцену через дверь неспеша входят и спускаются по ступеням, поодиночке и парами, дамы и господа в вечерних туалетах. Болтают, смеются, рассаживаются – и зрительный зал быстро затихает, и балет начинается без начала, сразу. Этот зал, эти люди, конечно - отсылка к реальному последнему выступлению Нижинского в зале отеля "Сувретта".
... Тут я замерла в сомнениях. С одной стороны, балет буквально напичкан фактами из биографии Нижинского - отсылками, аллюзиями, перекличками. И они все: а) соответствуют фактам. Ноймайер знает матчасть как настоящий фандомный монстр (а он и есть фан Нижинского ) ); б) густо наполнены смыслом относительно происходящего в балете, крепко вшиты в рассказ, а не просто болтаются тут, чтобы показать, что "автор знает, знает!" И очень хочется начать пересказывать, бесконечно прыгая между биографией Нижинского и балетом о нем, восхищаться детальками узора и т.д. и т.п.
А с другой стороны: балет все-таки сделан не только для знатоков балетного прошлого. Можно не знать о Нижинском почти ничего, кроме самого банального: был такой гений-танцовщик, потрясший Париж и всю Европу, был у него импрессарио-любовник Дягилев, потом была жена Ромола, потом он сошел с ума, но умер через 30 лет, уже сильно после Второй Мировой. Так вот, зная только это, не замечая отсылок и пасхалок, смотреть балет тоже можно (Хотя, наверное, так сложнее следить за ходом мысли хореографа). Потому что многие сцены несут такой заряд чувств, что можно ни черта не знать, но замирать и уезжать с головой в происходящее на сцене. Ну вот, из того, что есть возможность посмотреть: старый каст, теперь в Гамбурге уже другие солисты, но постановка и сцена те же. Встреча, интерес, нерешительность, разгорающаяся любовь, которая с одной стороны - больше к образу, чем к человеку, с другой - просто желание любви, и над всем этим - раскрывающаяся чувственность, но чувственность не пошлая, а невинно-античная, фавнова:

Разве это нельзя смотреть без академической справки о балете "Послеполуденный отдых фавна", который поставил Нижинский, поразив публику "небалетными", профильными движениями и невытянутыми стопами танцовщиков, без полстраницы объяснений насчет образа нимфы-Ромолы и шарфа нимфы, и отсутствующей свирели Фавна, вместо которой тут к губам прикладывают веер? По-моему, можно.
И вот это можно смотреть без научного комментария, только это очень страшно, а если смотришь из зрительного зала, то просто вжимает в кресло. Это война, это обезумевший мир, обезумевшее тело человечества:

А научный комментарий так и прет, так и хочет быть написанным: и про балет "Весна священная", где Бронислава, сестра Вацлава танцевала (вернее, должна была танцевать) роль Избранницы - жертвы, которая заплясывает себя до смерти, чтобы умилостивить древнего бога плодородия, и про Петрушку, персонажа одноименного, но уже совсем другого балета, и к чему он тут, и что за труп лежит на авансцене, и почему Вацлав Нижинский, вскочив на стул, срывая голос, считает (по-русски, потому что это Александр Рябко. Алекс Мартинес в другой вечер считал по-французски). Кстати, считает он потому, что во время первого показа "Весны священной", авангардная музыка Стравинского и не менее авангардная хореография Вацлава вызвали в Париже бурю, в зале стоял шум и чуть не драка между сторонниками и противниками новинки, так что танцовщики не слышали оркестра - и Нижинский, вскочив за кулисой на стул, орал, отсчитывал им ритм.
Ну и вот так весь балет. Спрашивается, можно этак что-нибудь пересказать? Ни фига! Или, вернее, можно - но это долго и, пожалуй, трудоемко. Поэтому я с удовольствием передоверю бремя нелегкого решения ПЧам и привинчу голосовалку. Так как вы думаете?
А напоследок, слайды в студию: отрывки из того самого спектакля, который я видела 28 сентября. Там есть всё, но очень понемножку:

Вопрос: Браться за подробный рассказ о "Нижинском"?
1. Давай, и научный комментарий давай  13  (92.86%)
2. Можно, но как-нибудь покороче, сюжет там, действующие лица, и все  0  (0%)
3. Брось, других дел полно у тебя  0  (0%)
4. Ваценька бог, про него можно хоть целый блог завести  1  (7.14%)
5. А вот и кнопка! Кнопка - это не Нижинский  0  (0%)
Всего: 14

@темы: балетное, песни и пляски

URL
Комментарии
2016-10-08 в 18:50 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ыыы! Какой офигенный пост у тебя получился! Но мне теперь хочется ящик водки и нас с тобой обратно в Гамбург, в 28 сентября (и в 30 тоже), и смотреть-смотреть-смотреть "Нижинского" до полного обалдения. Вроде бы улеглись чувства, ан нет, твой пост опять все разжег.)))
Короче говоря, я тоже требую подробный рассказ о "Нижинском" с комментариями, фоточками, ссылками и отсылками. Но ткнула, конечно, в кнопочку, что Ваценька бог, даешь блог про Ваценьку. Не в том смысле, что правда бросай все и заводи блог про Вацу, а в том смысле, что Ваценька и целого блога достоин.)))
А знаешь, я ведь прислушалась, как считает Рябко, и поняла, что он перемежает русский счет - французским. Хотя в основном считает все-таки по-русски, но проскальзывают у него французские слова-цифры. Теперь мне интересно: а может, и Мартинес считал не чисто по-французски, а тоже на смеси с русским, только я сумела разобрать лишь французский счет? Загадка!

2016-10-08 в 18:57 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, даешь ящик водки и в Гамбург! Вот там все удивятся, когда мы с ящиком водки в театр придем ))) Но ты знаешь, вот начала вспоминать - и столько одновременно классных мелочей, которые помню, и сколько слепых пятен, которые хорошо бы еще как следует разглядеть! Хорошо, что в сети хоть вот эти новые кусочки и трейлеры появились, от них как-то легче. И черт, я совсем забыла сказать, какой славный в Гамбурге оперный оркестр!
А-а, так это он по-французски свистнул последнюю цифру? А я не поняла даже, что это было. Ну, тогда, выходит, всё по канону: вавилонские языки Вацы и труппы, как оно и было )

URL
2016-10-08 в 19:06 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, а может, увидев ящик водки, все обрадуются и приложатся к этому ящику?)))
Я тоже рада, что выложили всякие отрывки и трейлеры (и фотографии, фотографии!). А может... может, чем черт ни шутит, все-таки запишут видео - пока еще не ушли со сцены Урбан, Рябко, Аццони, Риггинс, вот это великое поколение? Было бы так здорово!
Да, мне кажется, последнее слово, выкрикнутое Рябко, - это dix, десять. И по-моему, я там еще слышу в его счете huit (восемь) и sept (семь). Но может быть, это уже ослышка. В любом случае - ага, логично получается, Ваца и должен так считать, перескакивая с языка на язык. И боже мой, как Рябко это проделывает! Просто весь надрывается от крика.
Ах, а потом появляются Дягилев и Балерина, и Петрушка тут же, а потом Дягилев и Вацлав танцуют последний дуэт, эхо дуэта из первого акта, и Дягилев умирает на руках у Нижинского... ааа, ты все это знаешь, но так приятно перебрать это в памяти еще раз.

2016-10-08 в 19:14 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, все-таки надо бы записать, как и другие балеты Ноймайера. Ну и что, что сам балет не очень идеален с его точки зрения? Такие актерские работы зато - и пропадут, никто целиком их больше не увидит. Всегда ужасно жалко таких потерь. И, если раньше они были неизбежны из-за убогой видеозаписывающей технологии, то теперь-то сам бог велел! Век танцовщика не так уж и длинен, хорошо бы его продлевать записями. Вот теперь беспокоюсь: а вдруг Урбан уйдет? Или перейдет, например, на менее выматывающие роли? (
Ах, а потом появляются Дягилев и Балерина и Дягилев пытается продеть руку Петрушки в согнутую ручку Куклы, чтобы попозировать втроем - но Петрушка устало откатывается назад, ничего ему уже не надо - и Ваца занимает его место, и улыбается страшной, безжизненной улыбкой, превращаясь на миг сам в куклу и подобие. Я была слишком далеко, чтобы разглядеть, как это делал Рябко, и все респекты уходят Мартинесу - он прекрасно это сыграл.

URL
2016-10-08 в 21:39 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ты понимаешь, я думаю, они и делают записи, причем очень неплохого качества (вот тот же трейлер спектакля 28 сентября, что ты выкладывала, - это наверняка была сначала полная запись, из которой сделали нарезку). Другое дело, что они пока не хотят этими записями делиться с населением, но черт знает, может, поймут, что время уже давно пришло, - и выпустят все-таки видео в продажу.
Что касается Урбана - не думаю, что он уйдет совсем. В этом сезоне он выступает уже в ранге "характерного танцовщика" - но, как видишь, это ему не помешало станцевать роль Дягилева. Так что, похоже, она, эта роль, не является для него настолько уж выматывающей.)) И будем надеяться, что он и в следующем блоке "Нижинских" будет танцевать, и что вообще все травмы впредь будут обходить его стороной.

Я была слишком далеко, чтобы разглядеть, как это делал Рябко, и все респекты уходят Мартинесу - он прекрасно это сыграл.

Они оба были прекрасны - и Рябко, и Мартинес, причем каждый по-своему. Но Рябко еще и повезло больше, чем Мартинесу, потому что у него были изумительные партнеры в этой сцене - и Дягилев, и Балерина, и Петрушка. У Мартинеса они тоже были хороши, но все же не так восхитительны.
И как в этой сцене сначала Петрушка улыбается вот этой самой страшной, безжизненной улыбкой, а потом Вацлав перенимает, воспроизводит эту улыбку. Жуткая сцена.
Ну и потом все переходит в дуэт Дягилева и Вацлава, и это уже совсем беспощадное - к зрителю - зрелище.

2016-10-09 в 08:16 

rane
Паранойя еще не повод думать, что за вами никто не следит.
Если будет подробный пересказ, да еще с научными комментариями, то я буду с удовольствием читать. Мне эта тема очень интересна.
Да, блог про Нижинского - это тоже отличная идея!)))))))

2016-10-09 в 08:46 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, вот когда я думаю, что где-то у них лежат эти хорошие, целые записи - во мне просыпается Эроика. Найти, залезть, украсть... а потом смотреть и наслаждаться )))
Было бы славно, чтоб Урбан и дальше ее продолжал играть, эту роль. Хотя все-таки Ноймайер иногда требует тяжелых вещей. Хотя бы эти ношения на руках, в случае с Дягилевым... и можно было бы, как они и сделали, вон, каланчу Ревазова на эту роль - но упс, второй акт, в котором уже Нижинскому приходится поднимать на руки Дягилева - пускай ненадолго, но все же. (Боюсь подумать, кто будет Ревазова таскать, вот уж кому не повезло с составом! ) )
А у Мартинеса зато очень хорошие аватары - Призрак розы, Золотой раб, да и Петрушка тоже. А еще у него классный брат Стасик, так что он не совсем сиротинушка ) И знаешь, я чем больше вспоминаю, тем больше думаю: нет, видно было, что Юнг-Дягилев осторожничает. То ли сам травмы боялся, то ли Мартинеса оберегал. Причем, скорее, именно его - с аватарами этой осторожности не было заметно.
Ну и потом все переходит в дуэт Дягилева и Вацлава, и это уже совсем беспощадное - к зрителю - зрелище. О да! Зритель свунится и заламывает руки, требуя еще )

URL
2016-10-09 в 08:48 

gr_gorinich
rane, видимо, придется писать ) Тем более, что и подмывает ведь, балет был сильный и пробрал до печенок.
Но блог про Нижинского должен был бы вести сам Нижинский ))) Там были бы дивные посты ))

URL
2016-10-09 в 12:10 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ну, все-таки какой-никакой опыт поддержек у Урбана есть, да и своего Нижинского (своих Нижинских) плюс еще Лелю Мясина ему приходится, в общем-то, таскать совсем недолго.)) Так что мне кажется, эти поддержки - еще не самое страшное в его роли.)) И в целом, знаешь, танцевально эта роль, по-моему, не самая сложная у Ноймайера и не самая сложная в этом балете. Тому же Нижинскому или, например, Стасику приходится гораздо труднее.
Так что пусть Урбан и дальше будет Дягилевым. Все-таки пока что я не вижу, кто еще - ну, может, кроме Риггинса, - сможет составить ему конкуренцию на этом поле.)) Юнга мы с тобой видели, а что касается Ревазова... нет, конечно, надо его увидеть, а потом судить, но я сомневаюсь все равно, что он подходит на роль Дягилева. Хотя таскать мальчиков ему, безусловно, легче, чем кому-либо другому. Особенно когда его Нижинский - это маленький и легкий Труш. А вот представь, каково Трушу таскать Ревазова во втором акте!)) А ведь приходится...

Ой, кстати. Хм, ты будешь смеяться, но этот лихой народ уже выложил составы на майский блок "Нижинских". Конечно, до мая еще далеко, мало ли что может произойти, но определенный ориентир уже есть. 25 и 27 мая - Рябко, Буше, Урбан; 30 мая - Мартинес, Аццони, Юнг; 31 мая - Труш, Агуэро, Ревазов. Ну и ну.

2016-10-09 в 12:42 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, ахх! ХОЧУ в Гамбург 25, 27 и, чтоб уж увидеть и этот каст, 31 мая! ))
Вот это они молодцы, что так заранее выложили.
А роль Дягилева, конечно, не самая сложная в этом балете, да и перерывы большие между выходами, можно отдохнуть ) Но все равно, у Ноймайера легко не бывает.
Бедный Труш! Но теперь, после Ленского, я б посмотрела, какой он Нижинский...

URL
2016-10-09 в 12:51 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, вот нашим бы у них поучиться выкладывать составы, а то повадились выкладывать за одну-две недели до спектаклей, бубубу.
Слушай, ну в общем, дело такое: я, пожалуй, выберусь все-таки туда и 25 мая, гулять так гулять. А там, если ты помнишь, близится твой д/р. И я буду рада подарить тебе билетик, так что - думай, прикидывай, время еще есть.)) Я все знаю про деньги и визы, я не настаиваю, просто напоминаю, что есть такая возможность.)

У Ноймайера, конечно, легко не бывает. Но Урбан столько танцует у Ноймайера, что, наверное, к некоторым трудностям приноровился.))

2016-10-09 в 18:37 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, спасибо, друг! Этак станет традицией выпрашивать у тебя в подарок билеты на Нижинского ) Я буду помнить о твоем предложении (без шуток очень щедром!), а дальше как возможности проявятся. )

URL
2016-10-09 в 18:37 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, я считаю, что это хорошая традиция: дарить билеты на "Нижинского". И ничего ты у меня не выпрашиваешь, между прочим, я тебе сама все предлагаю.)))

2016-10-09 в 18:40 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, ну что тут сказать, кроме :buddy:

URL
2016-10-09 в 18:43 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, :buddy: И пиши большой пост о "Нижинском", пиши. Я бы и не отказалась еще от твоего поста про "Татьяну".)))

2016-10-09 в 18:43 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, :buddy: И пиши большой пост о "Нижинском", пиши. Я бы и не отказалась еще от твоего поста про "Татьяну".)))

2016-10-10 в 07:34 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, про Татьяну обязательно будет, но, наверное, не сразу. Сначала Нижинским надо отболеть )

URL
2016-10-10 в 12:06 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, эх, Ваца-Ваца, какая же ты зараза.))))

2016-10-10 в 16:30 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, сказал Дягилев, быстро выходя из комнаты чихающего Вацы Нижинского ))

URL
2016-10-10 в 16:33 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, это было жестоко! Может, у Вацы был всего лишь аллергический чих, а вовсе не гриппозный. Но Дягилев не стал разбираться, хлопнул дверью и был таков. Гад.)))

2016-10-10 в 16:45 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, он не гад, он очень осторожный! Подхватишь заразу, разболеешься, тут-то все дело и развалится - без него! ))

URL
2016-10-10 в 16:47 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, а без Вацы не развалится?!!)) Но увы, как выяснилось - нет, без Вацы дело не разваливалось, а вот без Дягилева - еще как.))

2016-10-10 в 16:49 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, да, исторический опыт показал, что в Русских балетах был только один незаменимый человек (и это был Григорьев ))) )

URL
2016-10-10 в 16:52 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ага, именно он (не считая самого Дягилева).))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Избушка на ножках

главная