Ознакомьтесь с нашей политикой обработки персональных данных
11:34 

19 марта 1872 года - Сергею Павловичу сегодня 142 года

gr_gorinich
Дягилев еще не дожил до 150-летнего юбилея, а его уже полощут на Олимпиаде в Сочи. Причем получился он у олимпийцев каким-то довольно пошленьким на вид: лощеный балерун во фраке и перчатках.

Интересно, что на это сказал бы сам именинник? Возмутился бы тем как его изобразили - ведь он был человек со вкусом? Или, наоборот, обрадовался бы - ведь он очень даже любил славу и признание? Или просто сказал бы, что при таких ресурсах надо было ставить совсем не так, и он вот хоть сейчас сделает лучше - ведь он так стремился всегда к новым и неожиданным постановкам?

Кто его знает! Человек он был непростой и неожиданный. Сентиментальный и, вроде бы, переменчивый, он умел железной рукой гнуть свою линию, когда дело того стоило. Сканадлист и душа нараспашку, готовый закатить на людях скандал любому из своих артистов, друзей или любовников, способный жаловаться Броне Нижинской на ее же брата Вацлава из-за очередной "семейно-производственной ссоры", не стеснявшися всплакнуть, расчувствовавшись, он никогда не посвящал никого в действительно тяжелые свои горести, например, смерть отца и мачехи (которая без скидок для Дягилева была как родная мать). Тиран и деспот, который иногда превращался в душевнейшего человека. Сам не живописец, не танцор, не композитор и не поэт, он умел как никто организовать всю разношерстную художественную тусовку и сподвигнуть ее на великие дела (чего только не было в его жизни! Выпуск журнала, куча невероятных выставок живописи, концерты симфонической музыки, и, конечно, ворох опер и балетов).

Его и помнят все по-разному: сколько ни читай мемуаров (а их полно: воспоминания Бенуа, Стравинского, Прокофьева, Карсавиной, Брониславы Нижинской, Лифаря, Мясина, Долина... и это я так только, начала список :) ), каждый автор будет предлагать свое мнение о характере, поступках и достижениях Дягилева. И, что меня завораживает в этой мемуаристике, рассказывая о Дягилеве, они все рисуют автопортреты гораздо более однозначные и выразительные, чем портрет Дягилева.
Так что желающему приобщиться к теме лучше, наверное, разыскать книгу "Дягилев. Русские балеты навсегда" Шенга Схейена. Схейен а) сам явно увлечен дягилевопознанием и дягилевописанием, а увлеченный автор дорогого стоит; б) рыл архивы, аки шахтер руду, добрался не только до русских архивов и неопубликованных мемуаров Нувеля, но и до совершенно редких частных коллекций, никогда не поднимавшихся раньше писем и живых свидетельств потомков рода Дягилевых; в) восхитительно толерантен. Последнее у тех, кто пишет или снимает фильмы о Дягилеве - редкий и ценный дар. И все потому, что Дягилев никогда не скрывал ни своей ориентации, ни своих любовников, и все его биографы делятся на две категории: одни пытаются этот факт обойти, любовников стыдливо называют "сотрудниками" или - о боже! -"фаворитами" и вообще, едва упомянув о чем-то "этаком", тут же переводят стрелки и вещают о вкладе Дягилева в развитие искусства, будто он в этом нуждается, как в оправдании. Другие, наоборот, с излишним увлечением жуют пряную тему и все мотивы Дягилева норовят свести к тому что вот, тут он в одного влюбился, тут в другого, и сразу все в Русских балетах пошло иначе. Даже не знаю, какой подход меня огорчает больше... Но Схейен избежал обеих крайностей, он пишет о человеке, не отрицая его сексуальность и личную жизнь, но и не сводя к ней все его дела и заботы.
Кстати, вот тут маленькое интервью Схейена, по нему видно, с чем имеешь дело:
www.svoboda.org/content/article/1875293.html
А впрочем, как ни хорош Схейен, Дягилев был лучше, и ура ему в день его рождения!

Дягилев гимназического возраста. Интересно: все его старейшие приятели вспоминали Сережу как развеселого заводилу, шумного, бойкого, хохочущего во весь рот, но по фотографиям этого не скажешь. Практически на всех детских-юношеских-эпохи ранней зрелости фото он серьезен и не столько важен (важное лицо делал всегда его кузен, друг, любовник и соратник по "Миру искусства" Дима Философов), сколько немного грустноват.

Дягилев, няня, самовар: таким его помнят все друзья и знакомые эпохи художественных выставок и журнала. Он устраивал вечера с чаем, куда сходилось человек по тридцать-сорок - и ну болтать за современное искусство, и не только за него, и ну музицировать. Говорят, было страшно весело, хотя совсем молоденький Ваца Нижинский, попав на такие сходки в 1907 году, чувствовал себя дураком и помалкивал в уголке. Ну, понять его можно: там вещали Бенуа, Бакст, Коровин... и прочие такие же люди.

Вообще Дягилева много кто рисовал, а он охотно это терпел, и, видимо, от души веселился, получая такие вот шаржи:

Тут он со Стравинским:

А тут мне даже больше Дягилева нравится Мися Серт на первом плане:

Эх... золотая была эпоха! папарацци еще не довели до невроза мир шоу-бизнеса, и Дягилев фотографировался много и охотно. Единственно: ну почему он не попал нигде на кинопленку? Ведь мог же! Но - неть (
Дягилев и Нижинский, смотришь и мурлычешь: "Ты помнишь, как все начиналось"?

Это он с Тамарой (Таточкой) Карсавиной. Любимая балерина )

С Леонидом Мясиным (сменившим фамилию на французское: Massin), самым умным и хореографически одаренным из его выучеников (и любовников). Вот насчет человеческих качеств Мясина ничего пока не скажу, сама не пришла к окончательному выводу. Что-то как-то мне пока Леня не нравится.

С Сергеем Лифарем, последним балетным приобретением Дягилева, из которого тоже получился прекрасный танцор и хореограф, который, судя по его мемуарам, интеллектуальным изяществом не блистал, но был чуток, привязчив и благодарен. Он, а не кто другой был с Дягилевым в последние его дни в Венеции, лечил, ухаживал, а потом - хоронил. Всем бы такого Лифаря в жизни иметь!

И сам именинник, молодой и при параде:

И - старше, проще, но все еще: Дягилев. The show must go on.


@темы: Дягилев, балетное, интересная история, растеклась мыслью по древу, фото

URL
Комментарии
2014-03-19 в 12:22 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
Ах, какой душевный пост! Не знаю, что к нему прибавить, ну разве что закричать: "Сергей Павлович! Ура! Третий день пьем ваше здоровье! Тостуемый пьет до дна!" - и соответствующий смайлик прибавить, даже два: :crzdance: - это пляшут мальчики-танцовщики, а это - :crzgirls: - женский кордебалет. И все в честь Дягилева, все для него, родимого.)
Слушай, а какая интересная фотография с Карсавиной! Я ее прежде и не видела, утащу в коллекцию, прелесть же. А какой это год, не знаешь? Ох, какие они тут оба милые.))
Мне тоже жутко нравится та карикатура с Мисей - и именно из-за Миси на переднем плане. У нее такие чудные страдальческие бровки, и вообще она мила до умопомрачения. Не зря Дягилев - если верить Бенуа, который якобы читал его письма к Мисе, - звал Мисю "солнечным зайчиком".)
Раз такие дела, вытащу-ка и я кое-что из закромов. Начну вот с этих двух фотографий - явно из одной серии (и из коллекции Брони Нижинской): слева направо - Бакст, Дягилев, Ваца, десятые годы, а вот кто эти милые дамы - увы, не указано, а жаль:



Кокто и Дягилев:



Дягилев в мастерской Пикассо (вроде бы 1912 год):



Стравинский, Дягилев, Лифарь:



И милый Ваца на закуску )):


2014-03-19 в 14:22 

gr_gorinich
И лица мальчиков-танцовщиков, видимо, обозначают степень их поддатости. да и женский кордебалет... уже хорош. Все, Кокто больше не наливать, он под рояль лезет )))
Но надо ж, я прямо не ожидала, что ты найдешь в пикспаме хоть одну новую фотографию, спамила-то таким, очевидным стаффом. Если верить подписи, которая была в статье под фото, то Дягилев с Карсавиной - 1910 год. Но выражение на его лице, вот это "у-тю-тю" - это нечто! ))
А твои фоты - все, все для меня новые, кроме той, что с Кокто. И первые две интересные (дам надо подумать, интересно же, кто это): Дягилев так забавно подпирает фонарь, и Левушка на первой хорошо получился. И до чего меня смешит всегда подражательская тросточка Нижинского! )
У Лифаря на большинстве фотографий на лице написано: "Хороший мальчик Джимми Гокинс" - не зря же он по утрам делал зарядку бегал в горы любоваться рассветами. Но велосипедные штаны Стравинского, конечно, затмевают собою всё )))
А Ваца на последней такой романтичный и... ушастый )))

URL
2014-03-19 в 14:33 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ладно, пусть лучше Кокто лежит под роялем, чем вместе с кордебалетом танцует на столе. Кстати, вот как раз снимите Вацу Нижинского со стола, а то он забыл о скромности и пытается показать стриптиз, а тут же все-таки дамы... впрочем, дамы же его и подначивают и свистят, а он ведется. В общем, снимите Вацу и скажите ему, чтоб вел себя прилично.))
Надо же, Дягилев с Карсавиной - это только десятый год, а выглядит тут Дягилев, как уже в двадцатых (в том смысле, что кажется похудевшим).) Но действительно, там такое "Таточка, мимими!" - что слов нет, одно умиление. И Карсавина тоже млеет, и я ее понимаю.)
И я таки очень рада, что мои фотки тебя повеселили.) Мне тоже страшно нравятся два снимка с Бакстом, дамами и фонарем: Дягилев там такой... сумрачно-элегантный, и очень мило переглядывается с дамой на первом снимке, а о Левушке и говорить нечего - Левушка великолепен, и точка. Ну и Ваца с тросточкой тоже ничего, хотя, конечно, длинный пиджак ему удивительно не идет.
Что же касается Лифаря - вот да, он на фотографиях с Дягилевым всегда смотрится таким пай-мальчиком, что просто караул.)) А о штанах Стравинского я лучше промолчу - все равно рука, приложенная к лицу, мешает говорить.)
А Вацу было очень удобно за уши таскать - и сбивать с него романтичную пыльцу.) Но черт меня побери, у него на этом снимке такой невинный вид, что прямо хочется его развратить.)

2014-03-19 в 14:47 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, да зачем же снимать Вацу со стола, пускай раздевается! Присутствующий здесь же художник Барбье нарисует себе нагого Фавна и будет рад-радешенек, дамы развлекутся, сам ваца покуражится... Вот только именинник, боюсь, взревнует и сгонит его тростью с трибуны и обругает страшными русскими (и польскими) словами. )
Ну, Дягилев ведь то худел, то полнел - все зависело от настроения, от степени загнанности и от наличия итальянской кухни. Так что мог и в тот раз как раз согнать вес. Это, наверное, в то время, когда он обрабатывал Карсавину, чтоб не ездила в Россию на службу, а оставалась бы в Русских балетах ))
Вацлаву и впрямь шли длинные пиджаки, они его как-то молодили и делали больше денди, чем он был на деле, Небось, Дягилев их ему и покупал... И развратить романтического Ваценьку не удастся: многие уже успели сделать это раньше, начиная с князя Львова )))

URL
2014-03-19 в 15:02 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, именинник и раздеться ему толком не даст, сразу за трость возьмется. Тиран и деспот, мучитель бедного Вацы.)) И добавит еще уничтожающе, что поскольку он сам Ваце его одежду купил, то только он и имеет право эту одежду с Вацы снимать. И все. И точка.)
И кстати, я же написала, что наоборот, Ваце, по-моему, НЕ шли длинные пиджаки. По крайней мере, вот на этих снимках с Бакстом пиджак его чуть ли не полнит и висит на нем мешком. Некрасиво, имхо)
Хотя на романтическом снимке пиджак тоже довольно длинен - но не скрывает, а подчеркивает фигуру. Что же касается разврата - эх, да что это был за разврат, ерунда одна! Пусть Дягилев теперь покажет Ваце класс.))

2014-03-19 в 16:21 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, и не поспоришь с Дягилевым: потому что он арт-директор Пушкина Нижинского и он тут главный )
А, насчет пиджаков поняла теперь. Но по мне, так длинные пиджаки ему были куда лучше, чем классические костюмы-тройки, на которые он потом перешел )

URL
2014-03-19 в 16:24 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, а кто не может работать в таких условиях - пусть едет в Петербург! Да, Ваца, там ждут, там нужны защитники родины. А я, Ваца, я без тебя проживу! - гордо заключал Дягилев и вставал в третью балетную позицию. Нахватался, понимаешь, за время тесного общения со своей труппой.))

А больше всего Ваце шли сценические костюмы. Ну, например, знаменитый колет из "Жизели"...:Р

2014-03-19 в 16:33 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, все балетные позы освоил и даже мог бы на пуантах танцевать! ) Только ведь Дягилев на сцене - это, конечно, лучший комический номер нового века, но и страшно же. Сцену проломит )

Колет шел. А вот штанишки не шли! И поэтому Ваца их и не надевал ) Но чистая правда: Нижинкого не просто красили сценические костюмы, а прям-таки меняли. "Оделся по моде как в каменный век, вы скажете сами: да это же просто другой человек! А я - тот же самый" )

URL
2014-03-19 в 16:39 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ну... сцена-то выдержит, по ней ведь не только один Дягилев прыгает, но и весь кордебалет, который весит гораздо больше. Но все равно - не хочет Дягилев танцевать на публику, отмахивается, говорит, что стар уже (суперстар!), и некогда ему, недосуг плясать, у него куча дел. Так что видел балет в исполнении Дягилева только Сержинька Лифарь (и надо сказать, что пол в гостинице выдержал эти пляски).)

А вот штанишки не шли! И поэтому Ваца их и не надевал

Ну да, ему же говорили, что у него бедра красивые, вот он и не хотел их скрывать. А штанишки были бесформенные и уродливые... пусть их Теляковский носит, раз они ему так нравятся!)))
А цитату не узнала... из Высоцкого что-то? Или нет?)

2014-03-19 в 17:01 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, И Сержинька Лифарь, как благородный человек, про то, что сам видел, другим рассказал, в мемуарах. Он ли после такого не хороший мальчик? ))

Теляковский от штанишек отказался, а Нижинского уволил - нервный был. Как представил на себе эти штаишки, так плохо ему стало, так и начал всех вокруг стращать и увольнять, еле-еле успокоили )
Высоцкий, верно догадываешься )

URL
2014-03-19 в 17:10 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, да, да, Сержинька - самый хороший мальчик, умница и паинька, дайте ему конфету и погладьте его по головке, ну погладьте же, погладьте, гады!))) Ладно, пойду-ка я за книжкой еще одного Сергея - на этот раз Григорьева. Посмотрим, что он написал про Дягилева и его балет.)

Бедный Теляковский! Хотя все это шуточки, а на самом деле так присмотришься к нему и поймешь, что, в общем-то, человек он был спокойный и неплохой. Не сатрап, не душитель свободы, не злокозненный интриган. А что Дягилева не любил - ну так ведь и Дягилев отвечал ему полной взаимностью, не стесняясь в выражениях.)
Хех, Высоцкий все-таки узнаваемый очень.)

2014-03-19 в 17:15 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, о! Ну вот, сейчас у тебя опять прибавится интересного. Уж Григорьев-то много чего видел и слышал - вопрос только, сколько и как из этого виденного-слышанного он записал... Удачи в ловле Григорьева! )

Да нет, Теляковский был не так уж страшен: просто типичный российский администратор на высоком посту. Хочет, как лучше, но над ним - высокое начальство, его много, оно занимается своими играми, а Теляковскому надо так в этих играх лавировать, чтоб с поста не навернуться. А под ним - буйная масса амбициозных молодых и творческих людей, которая периодически встает в гордую позу - и полчается скандаль. Как тут со всем управишься? Надо ведь еще и балеты ставить )

URL
2014-03-19 в 21:47 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ну вот, читаю Григорьева потихоньку. Он милый: описывает серьезно один сезон за другим, рассказывает, например, как в процессе обсуждения "Шахерезады" Левушка Бакст вскочил на стул и изображал, как воины Шахрияра должны закалывать жен и рабов.) Я прямо-таки вижу эту картину! В откровенности Григорьев не пускается, отношения Дягилева с Нижинским именует "близкой дружбой", ну да ладно, мы и так ведь все знаем.) А сам Григорьев дружил с Фокиным, и поэтому очень его в своей книге хвалит - ну, по крайней мере, поначалу.)

2014-03-20 в 08:45 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, бедняга! Каково-то ему было потом, когда Дяглев Фокина начал "уходить"! А Левушка в своем репертуаре - темпераментный был человек, настоящий художник. Хорошо хоть меча ему тогда не дали )))

URL
2014-03-20 в 12:12 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, да, когда Дягилев с Фокиным явно стали расплевываться, бедный Григорьев оказался между двух огней. Фокин его считал чуть ли не дягилевским шпионом и интриганом, и раззнакомился с ним решительно. Потом уже, когда Фокин снова вернулся в труппу, они помирились, но пока мне кажется, что былой дружбы между ними больше не было. Впрочем, я сейчас как раз остановилась на сезоне 1914 года, посмотрим, что будет дальше.)
А Левушка - ну, это же Левушка! Уж он такой... он вам покажет, дайте ему меч, он вас научит, как резать рабов и неверных жен. Учись, Сережа, запоминай, тебе пригодится, потому что у тебя раб и жена в одном лице.))))

2014-03-20 в 14:11 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, подозреваю почему-то, что с Фокиным поругаться всегда было много проще, чем помириться ) Но Григорьева жалко. Он был островком стабильности в окружающем хаосе, а как ему это удавалось, бог весть - и роль его была неблагодарная.

О себе подумай, Левушка. Вот научишь мужей, и они придут резать неверных жен и тебя, ходок ты этакий. И роль твоя тогда будет рабская: упал и умер. )))

URL
2014-03-20 в 14:18 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, ну, с одной стороны, роль была неблагодарная, а с другой - все-таки окупалась, и труппа к Григорьеву относилась хорошо, и сам Дягилев его уважал.:) И, между прочим, Долин вспоминал с большой симпатией и о Григорьеве, и о его жене Людмиле Чернышевой - даром что между ними не все было гладко, одно время Григорьев даже всерьез ревновал жену к Долину (не имея, впрочем, на то никаких оснований). Но Долин, к счастью, сумел доказать, что ревновать к нему кого-либо не стоит, и до конца сохранил чудесные отношения и с Григорьевым, и с Чернышевой.)

Левушка от таких заявлений возмутился, со стула соскочил и даже попытался обиженно уйти. Но, конечно, никуда его не пустили, удержали и даже немножко потормошили и пообнимали (Валичкой Нувелем).)))

А я тебе письмо пишу. К вечеру, надеюсь, закончу.:)

2014-03-20 в 14:25 

gr_gorinich
М-ль Люсиль, в Долине как раз я не сомневалась - что он может наладить хорошие отношения с нормальным человеком. Вот остальные все, безбашенные и обидчивые... Но хорошо хоть, что репутацию Григорьев себе заслужил такую надежную и добрую. А ревность Григорьева там не имела последствий еще и в виде того, что Дягилев принялся ревновать Долина к Чернышевой? ))
А лучше бы обнимали Идочкой Рубинштейн, - вздохнул Левушка. Все ему было не так! )

Ура! ) А я сейчас еще на вечернюю пару отправляюсь.

URL
2014-03-20 в 14:30 

М-ль Люсиль
Хочешь песенку в награду?
gr_gorinich, о ревности Дягилева к Чернышевой Долин ничего не пишет.))) Впрочем, может быть, дело уже происходило после второго возвращения Долина в труппу, когда Дягилев утратил к нему любовный интерес и переключился на Маркевича. Я просто помню, что была эта история с ревностью Григорьева, а когда именно - забыла, и проверять лень.)))
Ох, этот Левушка! Ну где ему сейчас возьмут Идочку Рубинштейн? Пусть удовольствуется Валичкой и вкусным бисквитом, налейте ему еще чаю, в конце концов.)

Удачи тебе на паре.))

Комментирование для вас недоступно.
Для того, чтобы получить возможность комментировать, авторизуйтесь:
 
РегистрацияЗабыли пароль?

Избушка на ножках

главная